Статьи

АРАМ ЭНФИ

ТРОЙНАЯ ТРИАДА СЕМИОСФЕРЫ АВРААМИЧЕСКИХ
РЕЛИГИЙ В ПАРАЛЛЕЛИЗМАХ ТЕОРИИ
СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ II-2

В Части 2-1 настоящей статьи мы говорили, в основном, о «яфетических аспектах» авраамических религий, сопоставляя их с аспектами «семитскими» и «хамитскими». В таком контексте мы вскользь затронули также и вопросы, связанные с «тайной» происхождения и некоторыми обстоятельствами «допророческой» жизни первого послепотопного пророка Авраама.
Ну а сейчас на сформулированный в Части 2-1 вопрос «Какие важные обстоятельства происхождения и жизни патриарха Авраама либо «по недосмотру», либо же намеренно не освещают (предусмотрительно скрывают) канонические тексты авраамических религий?» мы, учитывая чрезвычайную важность ответа на него для надлежащего понимания подлинных истоков первично-общечеловеческой («примордиальной») духовной традиции и достоверного определения магистрального пути её развития, остановимся уже более подробно, углублённо и основательно.
Необходимо сразу же отметить, что в Библии данная тема подана в форме максимально запутанного, затуманенного и замороченного ребуса, и поэтому, для того, чтобы разгадать эту головоломку необходимо приложить значительные усилия, ибо, как об этом уже говорилось в Части 2-1, в религиозных текстах божественное оказывается трудноразделимо перемешанным с «человеческим» и даже со «слишком человеческим»... Для начала же давайте посмотрим, какую информацию на этот счёт предоставляет нам Священное Писание:
1. Бытие, 11:31, Синодальный перевод: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там».
2. Бытие, 11:31, Библейская Лига: «Тера забрал свою семью и покинул Ур Вавилонский, чтобы отправиться в Ханаан. Он забрал с собой своего сына Аврама, внука Лота (сына Харана), и свою невестку Сару (жену Аврама). Они добрались до города Харан и решили там поселиться».
3. Генесис, 11:31, Септуагинта (подстрочный перевод): «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аррана, сына сына своего, и Саран, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вывел их из земли Халдеон, и пошел в землю Ханаанскую, и дошел до Харрана и поселился там».
4. Genesis, 11:31, King James Bible: «And Terah took Abram his son, and Lot the son of Haran his son's son, and Sarai his daughter in law, his son Abram's wife; and they went forth with them from Ur of the Chaldees, to go into the land of Canaan; and they came unto Haran, and dwelt there».
5. В Танахе (МТ) Ур-Кесдим, как место рождения Авраама, место смерти брата Авраама Арана и место отправления семьи Фарры, упоминается четыре раза: в Берешит (11:28, 11:31,15:7) и в Книге Неемии (9:7). Хотя в МТ название «Ур Халдейский» звучит как «Oor Kas-dee'-maw» (Ор Кэ-шеддим) и означает «Ур Халдеев» (где Ур – это как бы название города, а Халдеи – это «мудрецы, звездочёты, астрологи, маги»), но раввины трактуют данное название в аспекте не географическом, а образно-описательном: «Oor» - это «Свет» (также и «Огонь»), «Кэ-шеддим» - «Как от бесов», а оба понятия в связке - «Свет как от бесов», то есть «Место бесовского (демонического) света». При этом, в научной иудаике место рождения Авраама определяется выражениями «где-то в Верхней Месопотамии» и «между Евфратом и верховьями Тигра»...
6. Книга Юбилеев (11:3): «И Ур, сын Кеседа, построил город Ару Халдейскую и назвал его по своему имени и по имени своего отца». Здесь Ур и его отец Кесед – потомки Арфаксада арийско-яфетическое родословие которого мы обсуждали в Части 2-1 настоящей статьи, и которое опциально подтверждается в Книге Юбилеев специфичной вариативностью названия «Ур/Ара».
7. В Новом Завете (Деяния, 7) «Ур Халдейский» определяется как «Земля Халдеев», которая (со слов Святого Стефана) находилась «где-то в Месопотамии»...
8. Евсевий Кесарийский (260-340 гг.) в своём труде «Подготовление к Евангелию», ссылаясь на труды некоторых современных ему историков, пишет, что Авраам родился в вавилонском городе Камарина, который также назывался «Урия»...


Как мы видим, ни о какой однозначной трактовке названия города «Ур Халдейский», которая могла бы ясным и понятным образом указать на его точное географическое местоположение, здесь говорить не приходится, и поэтому вопрос о том, «откуда был родом Аврам/Авраам?» оказывается на поверку достаточно полемичным, требующим серьёзного научно-аналитического исследования… Поэтому давайте сейчас ознакомимся с тем, что в этой связи говорят нам профильные учёные (археологи, историки-востоковеды, лингвисты, географы и т.д.):
1. УР ШУМЕРА. Начнём с той версии, которая долгое время рассматривалась как единственная, и до сих пор ещё «по инерции» преподносится в качестве безальтернативной или, как минимум, наиболее вероятной... В 1862 году британский археолог и лингвист Генри Роулинсон (1810-1895) отождествил Ур-Кесдим с находящимся недалеко от Насирии (на юге современного Ирака) Телль-эль-Мукайяром. А в 1927 году другой выдающийся британский археолог сэр Леонард Вулли (1880-1960), раскопав здесь остатки древнего зиккурата, определил это месте как основанный около 3800 г. до н.э. шумерский город Ур, который в древних текстах назывался Урива или Урима, и в котором примерно в 9 веке до н.э. поселились западносемитские (говорившие на арамейском языке) племена халдеев: ведя войну с Ассирией за обладание Вавилоном, халдеи основали Нововавилонское царство, в котором с 626 по 536 годы до н. э. правила халдейская династия. «Халдейство» Ура Шумера усматривалось ещё и в его статусе священного города бога луны (шумерского Нанна, аккадского Сина), вторым культовым центром которого был Харран, что подтверждало расхожее мнение, согласно которому предки-язычники и семьи братьев Авраама поклонялись Луне… И вот, опираясь на все эти факты, Леонард Вулли опубликовал в 1929 году книгу «Ур Халдеев», ставшую одним из самых знаменитых мировых бестселлеров на археологические темы, ибо в этой своей книге профессор Вулли «научно» определил место рождения великого пророка Авраама... Но выводы, сделанные Вулли, оказались заведомо ошибочными, поскольку они легко опровергаются следующими вескими аргументами:
а) В книге Иисуса Навина (24:2,3) написано: «Так говорит Господь, Бог Израиля: за рекой жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и поклонялись иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской...» Если фраза «за рекой» появляется в Библии без дальнейшего уточнения, то она относится к великой реке Евфрат (Прат), в связи с чем жители Ханаана дали Аврааму прозвище «Иври», то есть «перешедший» (реку Евфрат), ибо слово «Эвер» (этноним евреев от предка Эвера) означает «противоположная сторона», «та сторона». А ведь между тем, Шумерский город Ур располагался справа по течению Евфрата, и для того, чтобы пойти от него в сторону Ханаана, переходить Евфрат не требовалось...
б) Версию отождествления «Ура Халдейского» с Уром Шумера сильно пошатнули начавшиеся в 1950-х годах археологические раскопки в северной Месопотамии на месте библейского Харрана, который был не шумерским, и даже не арамейским, а преимущественно хурритским, что, впрочем, становится понятно и из текста самой Торы: «И встал Иаков, и пошёл в землю сынов востока» (Бытие, 29:1), ибо «сыны востока» или «люди востока» – это самоназвание хурритов с основой «хурре» («утро», «сторона восхода», «восток»: символом хурритского государства «людей рассвета» являлось изображение «крылатого солнца»). То есть, идя за невестой в Харран, Иаков шёл к своим родственникам-хурритам, из среды которых ранее взял себе жену также и его отец Исаак. И этот «хурритский фактор» лишний раз подтверждается библейским эпизодом похищения женой Иакова Рахилью статуэток (терафим), принадлежавших её отцу Лавану (Быт. 31:19, 34, 35) – актом, который отражает сугубо хурритских обычай, согласно которому зять становился законным наследником тестя, если получал его терафим. Исходя из библейского повествования, можно заключить, что вся родня Авраама и его жены Сарры были хурритами из «города Нахора» Харрана (у Аврама было два близких родственника по имени Нахор: его дед и брат). Также и все 12 сыновей Иакова/Израиля, ставшие родоначальниками Двенадцати колен Израилевых, тоже родились у него от «дочерей востока» (от двух его хурритских жён и их двух служанок). И всё это, конечно же, не случайно, ибо хурриты, которых соседние народы называли ещё и субареями, построили цивилизацию, оказавшую огромное влияние на весь древний Ближний Восток: многие ведущие востоковеды - Артур Франц Унгнад (1879-1947), Арчибальд Генри Сэйс (1891-1919), Уильям Фоксуэлл Олбрайт (1891-1971), Эфраим Авигдор Спайзер (1902-1965), Игнас Джей Гельб (1907-1985), тот же Леонард Вулли и другие… - пришли к единодушному заключению, что хурриты/субареи являлись древнейшим этническим субстратом Месопотамии и первостепенным культурно-ассимиляционным (культуртрегерским) фактором всего Библейского мира, и что носителями хурритского языка и культуры были также и протошумеры... В частности, в 1953 году появилась знаменитая работа Э. А. Спайзера «Вклад хурритов в цивилизации Месопотамии, Сирии и Палестины», где приводятся удивительные и весьма убедительные факты выдающейся роли хурритов на всём Ближнем Востоке... Места обитания хурритов в Северной Месопотамии (на Армянском нагорье) шумеры называли Субир, аккадцы - Субари, Субару, Субарту (Шубарту)... Ну а начиная уже с позднего периода «эпохи патриархов» библейский Харран будет упомянут в надписях ассирийского царя Ададнерари I среди городов самого могущественного на то время в древнем мире хурритского государства Миттани, распространившего своё влияние на обширные территории по всей Малой Азии, Сирии, верхней и нижней Месопотамии, а также Палестины, которую египетские и другие источники станут среди прочих митаннийских владений (страны «Хури») называть просто «Нuru».
Симптоматичен тот факт, что значительным влиянием в Митанни обладал народ, имеющий прото-индоиранские корни, о чём свидетельствует его «митаннийский арийский язык». Этот индоевропейский лингвистический субстрат был обнаружен в хурритских текстах с упоминанием Бога договора и общественного согласия Митры, как и других арийский божеств: Индры, Варуны, Сурьи и т.д. Официальной же государственной религией Митанни был культ Орион-Арийского солнца, обозначением которого (гербом Митанни) являлось изображение крылатого солнечного диска, с обеих сторон которого «дозорят» символизирующие энергию Солнца лев и орёл (см. Рис. 1).

в) Фраза «вышли из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, остановились там» означает, что целью похода семьи Фарры был именно и только Ханаан, а в Харран она зашла «просто по пути». Но при взгляде на карту Библейского Ближнего Востока (Рис. 2) сразу же возникнет вполне закономерный вопрос: а с какой вдруг стати Фарра, Авраам&Co пошли в землю Ханаанскую не кратчайшим путём, а сделав весьма приличный крюк через Харран? Даже если исключить возможность прямого пересечения на верблюдах Аравийской пустыни (на Рис.2 это направление показано чёрной линией), то, огибая пустыню и следуя вдоль Евфрата, путникам необходимо было либо свернуть в сторону Ханаана у Мари (на Рис.2 этот путь через великий оазис Пальмиры показан синим пунктиром), либо же, в крайнем случае, свернуть в Ханаан, пройдя Большую излучину Евфрата (на Рис.2 этот путь через Алеппо показан зелёным пунктиром), но уж точно им совершенно ни к чему было переходить Евфрат (красная линия), чтобы попасть в Харран, а затем, идя оттуда в Ханаан, переходить Евфрат повторно уже в обратном направлении... Из этого следует, что Ур Халдейский должен был находиться не южнее, а севернее Харрана (актуальность белой линии передвижения на Рис.2 будет обоснована ниже).

г) Авраам представлен в Торе, как «потомок Сима», то есть как чистейший семит, но мы ведь знаем, что шумеры - это народ, который этнически, лингвистически и культурно семитам был абсолютно чужд. Шумеры относились к средиземноморской расе, а реликтовый шумерский язык с его причудливой грамматикой считается «изолированным». И поэтому очень трудно представить себе, что «семит» Авраам жил среди «шумеров» и говорил на шумерском языке. Более того, некоторыми учёными ставится под сомнение даже и само отождествление с Шумером упомянутой в Библии «земли Сеннаар» («Шинар»). Так, например, выдающийся британский востоковед Арчибальд Генри Сейс, несмотря на все противоречащие этому библейские указания, склонен был отождествлять «Шинар» с известным в контексте азиатских завоеваний фараона Тутмоса III «Синджаром», который расположен недалеко от реки Хабур в Верхней Месопотамии...
д) По хронологии Септуагинты семейство Фарры безо всякой на то веской причины покинуло Ур Шумера в 2102 году до н.э., то есть через девять лет после установления там Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до н.э.). С чего бы это? Ведь то был золотой век «шумерского ренессанса», период наивысшего подъёма шумерской цивилизации… Ну а если бы этот исход из Ура произошёл по причине падения Шумеро-Аккадского царства и его разорения амореями и эламитами, то о столь важном историческом событии Библия бы, конечно, умолчать не смогла...
е) Быть «халдейским» Ур Шумера во времена Авраама никак не мог, поскольку арамейские (западно-семитские) племена халдеев начинают фигурировать в древневосточных письменных источниках лишь только в эпоху ассирийского царя Салманасара III, который правил в IX в. до н.э., так что какую бы датировку жизни патриарха Авраама мы бы ни приняли (по иудейской библейской хронологии 1812 – 1637 гг. до н.э., по ЭС Брокгауза и Ефрона 2040 – 1865 гг. до н.э., по Септуагинте 2115-1940 гг. до н.э.), расположенный в нижней Месопотамии город Ур в «эпоху Авраама» должен был быть населён пока ещё одними только шумерами, но никак не халдеями-семитами. Таким образом, библейское определение «Халдейский» к эпохе описываемых событий никак не относится, а лишь указывает на гораздо более позднее время написания этой части Торы.
О том, какие ещё народы древнего мира могли называться халдеями, мы поговорим ниже…
2. УРУК ШУМЕРА. С целью преодолеть вышеприведённое затруднение «а)» (нахождение Ура Шумера справа по течению Евфрата) некоторые талмудические и средневековые арабские авторы стали отождествлять Ур Халдеев с другим шумерским городом - Уруком (в Библии он носит название «Эрех»), который находился в 56 км. к северо-западу от Ура - выше по течению Евфрата, но уже слева от него (см. Рис.2). По определению раскопавшего этот древнейший шумерский город-государство английского археолога Уильяма Кеннета Лофтуса (1821-1858): «Урук есть Эрех, второй город мифического царя Нимрода». Ещё одним аргументом в пользу отождествления Урука с библейским Ур-Кесдим приводится тот факт, что Урук являлся храмовым центром Южной Месопотамии с культовым святилищем бога неба Ану и богини Инанны. Однако все прочие затруднения относительно местоположения Ур-Кесдима подобная «рокировка» внутри Шумера никоим образом не снимала, и поэтому научное сообщество урукскую идентификацию сразу же отвергло: в частности, резко против неё выступили британский ассиролог Теофил Голдридж Пинчес (1856-1934) и американский лингвист Альберт Тобиас Клэй (1866-1925)…
3. УРФА. Одним из первых авторитетных учёных, которые не согласились с «шумерской идентификацией» Ур-Кесдима, был коллега Леонарда Вулли, участвовавший вместе с ним в раскопках зиккурата Ура Шумера, американский ориенталист Сайрус Гордон (1908–2001), который считал, что библейский Ур-Кесдим должен был находиться не к югу от Харрана, а к северу от него... И вот, этим местом религиозные функционеры «консенсусно» решили определить расположенную вблизи современной турецко-сирийской границы Эдессу, которая сегодня называется Урфа, а точнее Шанлыурфа, т.е. «Славная Урфа»... Исламская традиция гласит, что местом рождения Авраама является пещера, расположенная недалеко от центра Шанлыурфы, где на месте разрушенной христианской церкви Богородицы в 1170 году была построена Мечеть Халил-Ур Рахман с «прудом Авраама», в котором вольготно плавают «священные карпы»: по исламскому преданию, правивший здесь, якобы, царь Нимрод бросил Авраама «в наказание за его монотеистические убеждения» в печь, но «халдейский огонь» этой печи Бог предсказуемо превратил в воду, а угли - в карпов… то есть всё в духе сказок Тысячи и одной ночи..., и мы уже, конечно, не спрашиваем: какими судьбами оказался тут «царь городов Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» внук Хама Нимрод, которого отделяют от Авраама аж семь поколений...
Да, путь из Урфы в Палестину (Ханаан) действительно пролегает через Харран. Да, всего в 12 км. к северо-востоку от Урфы находится знаменитое неолитическое поселение «Гёбекли-Тепе» («Пупочный холм»), где в 1996 году немецкий археолог Клаус Шмидт (1953-1914) раскопал основанный в 10-м тысячелетии до нашей эры «первый в мире» мегалитический храмовый комплекс. Да, регион к северо-востоку от Эдессы определяет локацию библейского Эдема... Но… почему-то никого в этой «урфинской версии родины Авраама» не смущает тот вопиющий факт, что сам «город пророков» Урфа/Эдесса был основан лишь в 302 году до н.э., то есть через 1800 лет после «выхода Авраама из Ура Халдейского»… У историков есть предположение, что Урфа стоит на месте древнего хурритского города Уршу, упомянутого около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях, но каких-либо оснований считать Уршу библейским «Ур-Касдимом» нет, тем более, что этим правом обладает другой хурритский город… (Рис. 3)
4. УРКЕШ. Интересно, что такие непререкаемые еврейские авторитеты, как Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьяху, ок. 37 - ок. 100) и Маймонид (Моше бен Маймон, 1135-1204), в числе прочих возможных вариантов идентификации Ур-Кесдима прозорливо отождествляли его прежде всего с реально существовавшим древнехурритским городом Уркешем... Кандидатура Ур-Кеша для сходно звучащего Ур-Кеш(дима) находит всё большую поддержку и со стороны некоторых современных учёных, например, британского востоковеда Сараджуддина Исара, и это вполне естественно, поскольку:
а) Находясь в 230 км. восточнее Харрана, и являясь частью сети самых первых населённых пунктов, где произошла неолитическая революция, Уркеш (современное название - Телль-Мозан) был основан в Четвёртом тысячелетии до н.э., став крупным ближневосточным центром древней хурритской цивилизации, известной в месопотамской мифологии как «Дом Первобытного Бога».
б) Первое известное нам хурритское государство возникло в III тысячелетия до н.э., а его правитель с типичным древне-хурритским именем Аталь-шен (имеющим явно арийско-яфетическую модификацию «Ари-шен») именовал себя «королем Уркеша и Навара».
в) Древнейшим памятником хурритского языка считается клинописная надпись второй половины III тыс. до н. э., принадлежащая эндану (царю) Уркеша Тиш-аталу (Тишари).
г) Уркеш, топографически находясь у самого подножия горного массива, являлся столицей царства, контролировавшего значительную часть того географического региона, который называется сегодня «Армянским нагорьем» и который всегда был богат ценными металлами, минералами и другими материалами, используемыми в различных ремёслах и в строительстве.
д) Из Уркеша происходят древнейшие свидетельства хурритской религиозной жизни: месопотамские документы показывают, что цари из третьей династии Ура Шумера уважали и ценили духовные знания хурритов, о чём свидетельствует, например, назначение в период правления царя Шумера и Аккада Амар-Сина хуррита по имени Тахиш-атал на должность придворного прорицателя. На факт того, что по всему Ближнему Востоку уркешские хурриты признавались экспертами в магии, указывают и многие другие источники. Хурритские ритуальные молитвы и заклинания, многочисленные копии которых на глиняных табличках обнаружены по всей Месопотамии, оказали заметное влияние на религиозную практику соседних ближневосточных народов, которые включали хурритских богов в состав своих пантеонов, и даже (как, например, близкие хурритам хатты) основывали на поклонении им теократические города-государства... Хотя религиозные воззрения жителей Уркеша формально можно отнести к верованиям политеистическим, но многое говорит о том, что их сутью является универсализация и сакрализация исконных представлений арийцев о Космическом Законе Божественного Порядка...
е) В духовной жизни Уркеша очень важное значение придавалось именно аспектам этического характера. Так, например, у богини Мушуни был эпитет «Она - правосудие», у богини Кумарби - «Женщина справедливости», а Главная Богиня любви и войны Шаушка (теофорное имя Ар-Шаушка) могла действовать как Божество Клятвы… Характерным жанром хурритских литературных произведений являлись басни, поведение богов в которых обусловливалось прежде всего представлениями о морали... Сравним всё это, например, с аморрейско-старовавилонскими «Законами Хаммурапи», в которых принципы морали полностью заменены карательными мерами принуждения: «Я бы вплетал свой голос в общий звериный вой - там, где нога продолжает начатое головой. Изо всех законов, изданных Хаммурапи, самые главные - пенальти и угловой» (так иронично охарактеризовал эти законы в своём стихе «Развивая Платона» Иосиф Бродский)...
ж) Цивилизация Уркеша - одна из самых загадочных. Известно, что около 1800 г. жители Уркеша внезапно покинули город, но в его храм люди продолжали приходить ещё на протяжении последующих пяти веков. Причину данного явления учёные до сих пор объяснить не могут. В этом отношении Уркеш можно сравнить с упомянутым выше древнейшим в мире мегалитическим храмовым комплексом «Гёбекли-Тепе» который после 8000 г. до н.э. тоже по какой-то неизвестной причине намеренно погребли под кремневым гравием, обломками известняка, каменными орудиями и костями животных, стесав при этом рельефы многих изображений…
з) В связи с Харраном мы уже говорили о проживающем в хурритских государствах влиятельном народе, который говорил на «митаннийском арийском» языке. И есть все основания полагать, что этот прото-индоевропейский народ происходил из горного края, расположенного между озёрами Ван и Урмия, до которого из Уркеша уже «рукой подать»… (Рис.3)

5. АРАТТА (Ара Халдейская). До сих пор мы шаг за шагом приближались к надлежащей идентификации истинного места расположения «Ура Халдейского»», вплотную же нас подводит к этой искомой локации процитированный ранее текст из Книги Юбилеев: (11:3): «И Ур, сын Кеседа, построил город Ару Халдейскую и назвал его по своему имени и по имени своего отца»... Сразу же отметим, что арийский корень, а точнее праязыковой корнеслов «Ар» в названии «Ара» отсылает нас к горам «Арарат» и стране «Аратта», о традиционалистском значении для нашего исследования которой можно прочесть в статье «Страна Святых Законов и Бессмертия Аратта как Первый Межгосударственный Коммуникатор, Расположенный на Армянском Нагорье» [1]…
И вот тут уже нам впору задаться вопросом: «И всё-таки истинным представителем какой именно древнейшей цивилизации является «выходец из Ур-Кесдима» Авраам, статус Великого пророка большей части современного человечества которого предполагает, что он, конечно же, должен был быть носителем наиболее передовой для своего времени духовной культуры?»
Во времена Авраама на библейском Ближнем Востоке наиболее значимыми древними цивилизациями являлись: Шумерская, Египетская, Субарейская/Хурритская и Хеттская, а Вавилонская, Ассирийская, как и все прочие семитские цивилизации (протоарамейская, протооаморейская…) и уж тем более яфетическая Персидская своей зрелости ещё не достигли. В Палестине были лишь отдельные древние поселения эпохи докерамического неолита, такие как город Иерихон. Ну а кандидатуры более поздних и удалённых от «ареала авраамических событий» Китайской, Индийской, Эгейской (Крито-Микенской) цивилизаций мы здесь не рассматриваем…
Да, конечно, в наибольшей степени на роль «материнской цивилизации» Авраама подошла бы Шумерская, которая до второй половины 20-го века считалась во всём мире самой древней и наиболее развитой. Но уже крупнейший шумеролог, американский археолог Самюэл Ной Крамер (1897-1990) высказал мысль о том, что аборигенами Нижней Месопотамии шумеры не являются, и что их более древняя прародина находится где-то севернее… В 1960-х годах британский археолог Джеймс Мелларт (1925-2012) раскопал в Анатолии древнейший на земле «внеклассовый город свободы и равенства» Чатал-Гуюк... Но по многим параметрам на роль «родины Авраама» не подходил, конечно же, и этот регион тоже… и тогда обратили пристальное внимание на Северную Месопотамию хурритов, вспомнив о том, что по преданиям и литературным памятникам шумеров, их первичной родиной являлся некий «горный остров Аратта», который по всем дошедшим до нас письменным указаниям и географическим ориентировкам должен был располагаться на Армянском Нагорье с его мореподобными озёрами Ван и Урмия, а также судоходным Евфратом и бурным Тигром - реками, которые несут отсюда свои воды как раз-таки прямиком к шумерским городам Южной Месопотамии. Версии, согласно которой отнюдь, как оказалось, не «мифическая» страна Аратта находилась вблизи озера Урмия, придерживался и авторитетный Самюэл Крамер...
О том факте, что Аратта была для Шумера «Страной Святых Законов», свидетельствуют шумерские письменные источники, в которых по отношению к Аратте употребляются эпитеты «священная», «благородная», «дающая мудрые советы»… А из поэмы «Энмеркар и правитель Аратты» видно, что культ дочери бога Луны Сина - богини Инанны - высоким духовным идеалам Аратты не соответствовал, по причине чего Инанна «эмигрировала» из Аратты в Урук Шумера...
Cакральные и многие научные (в том числе – астрономические) знания жителей Армянского Нагорья постоянно ассимилировались цивилизациями Южной Месопотамии и Египта, которые до последнего времени академическая наука ошибочно считала более ранними... Ведь и крупнейшие историки астрономии – Эдвард Уолтер Маундер (1851-1928) и Камиль Фламмарион (1842-1925) – были уверены в том, что «люди, разделившие небо на созвездия, жили между 36° и 42° северной широты...», и это очень точно соответствует локализации на Армянском Нагорье Аратты. Показателен и тот факт, что сооружённая на Армянском Нагорье древняя мегалитическая обсерватория «Караундж», которая аж на несколько тысяч лет старше египетских пирамид, находится на 39,5 градусах северной широты, и если провести линию по азимуту в 45 градусов от плато Гизы на северо-восток (а именно такое направление указывает расположение трёх главных пирамид Гизы), то пересечение этой линии с линией в 39,5 градусов с.ш. придётся как раз на ту точку на карте, где и расположен «Караундж»… Американский популяризатор астрономии Уильям Тайлер Олкотт (1873-1936) прямо указывает на то, что «Люди, придумавшие древние фигуры созвездий, жили, вероятно, в долине Евфрата и около горы Арарат...» [6][7]
Как мы видим, в пользу «араттской родины» Авраама говорит буквально всё, но поскольку в «официальной» (масоретской) Торе ранний период жизни Авраама намеренно опущен (на самом деле - замылен и несусветно запутан в хронологическо-географических хитросплетениях), то это дало богатую почву для различных иудейских, христианских и исламских (опять же, в традиции «Сказок тысячи и одной ночи») фантазий и домыслов, которые, конечно же, преследуют одну лишь только единственную неблаговидную цель - максимально опорочить ту среду, в которой «криптохуррит» Аврам пребывал до его призвания/избрания Богом, чтобы затем до небес восславить/возвеличить всё то, что происходило с пророком «Бога Симова» АвраАмом... И вот, в различных ветхозаветных и новозаветных апокрифах, в талмудических текстах, в исламском тасфире, в христианской экзегетике и т.д. мы читаем сегодня о том, что все предки Аврама: его прадед Серух, его дед Нахор и его отец Фарра/Терах «безбожничали и поганились» в этом «Ур Кесдиме», якшаясь там с различными «нечистыми язычниками-идолопоклонниками», «тёмными предсказателями», «демоническими звездочётами и гадателями по знамениям неба» (вспомним здесь «роковое открытие» исчезнувшего из МТ Каинана), а главное (о ужас!) - с «халдейскими мудрецами», от которых, как учат талмудисты, тот самый «бесовской свет» как раз и исходил…
Ну а поскольку цена таким «слишком человеческим» измышлениям и нападкам нам уже хорошо известна, то попробуем пролить на всю эту «тёмную историю» пусть и не ангельский, но всё же проясняюще-просвещающий свет… И поспособствовать этому в определённой степени может мидрашистская «Книга Праведного» («Книга Яшер», «Сефер ха-Яшар») - произведение Аггады, которое, заполняя многие сюжетные пробелы Торы, явным образом представляет собой её изначальное дополнение, поскольку прямые ссылки на «Сефер ха-Яшар» можно найти в каноническом тексте Танаха (в «Иисусе Навине», «Исайе», «2 Самуила»): в этой связи, теософ Елена Блаватская высказала даже предположение, что «Яшер существовала раньше Моисеевого Пятикнижия»… «Книга Праведного» была на очень долгое время «утеряна», а когда уже в XVII веке её текст вдруг обнаружился, то Цензурный Комитет ортодоксальных раввинов Венеции отверг его по причине «фальшивого авторства». Произошло же это, надо думать, по следующим причинам. Во-первых, в «Книге Праведного» старшим сыном Ноя однозначно представлен Яфет: «Ноаху было четыреста девяносто восемь лет, когда он взял Нааму в жёны. И зачала Наама и родила сына, и она нарекла ему имя Йапет, сказав: "Бог умножил меня на земле"; и она зачала опять и родила сына, и она нарекла ему имя Шем, сказав: "Бог сделал меня остатком, чтобы восстановить семя посреди земли…"» (5:16,17). Во-вторых, в «Яшере» сообщается ο двух путешествиях Авраама к своему первому («нечистокровному») сыну Исмаилу. В-третьих, в Яшере «слишком подробно» приводится родословная изначального сподвижника Исава (старшего и любимого сына патриарха Исаака) - хуррита Сеира Хорреянина, который был коренным («досимитским») жителем Сеира, древней горной местности на юге Палестины: в Яшере Сеир Хорреянин представлен сыном Гура (Hur), внуком Гори (Hori) и, что особенно примечательно, правнуком исчезнувшего из Торы Каинана. В-четвёртых, история этого «постоянно путающегося под ногами раввинов» Каинана, сына Арфаксада (яфетическое имя которого, кстати, в иврите отдалённо ассоциируется по звучанию, а значит и по значению, всё с тем же «демоническим» «Касдим») в «Яшере» изложена даже подробнее, чем в «Книге Юбилеев»: обнаружив в горах Ноя астрономические и астролологические писания Стражей, Каинан передал полученные им тайные знания своему сыну Кеседу, а тот - своему сыну Уру, строителю искомого нами Ур-Кесдима... Надо полагать, что теперь уже всем стало понятно, почему раввины вынуждены трактовать Ур-Кесдим в аспекте не географическом, а образно-описательном - как «Место бесовского света»: ведь иначе им пришлось бы объясняться по поводу абсолютно их не устраивающего яфетического происхождения «неких» Ура, Кеседа (сбивает с толку здесь ещё и то, что Кеседом звали также и одного из сыновей брата Авраама Нахора, Быт.22:20-23), ну и всё того же отверженца Каинана... Вообще же, «Книга Яшер», полна алхимических, магических, герметических аллегорий, а также офитских идей, наводящих на крамольные мысли о том, что племенной бог евреев Элохим/Иегова является ограниченным Демиургом («Ильда Баофом»/Сатурном гностиков), который в своём стремлении держать наивных людей в детском неведении, всячески отгораживает их от приобщения к истинным научно-духовным знаниям... И это при том, что «в целом верным» назвал мидраш на Книгу Праведного величайший комментатор Танаха Рамбан (Моше бен Нахман)...
Ну а сейчас попробуем спокойно и взвешенно во всей этой головоломной истории разобраться, пытаясь найти ответы на естественным образом возникающие «ребусные вопросы»:
1. Если вся родня Аврама и его жены/племянницы Сары/Иски была, как это утверждают талмудисты и другие комментаторы Библии, безнадёжно порочной, то почему же тогда жён для своего сына и внука (Исаака и Иакова) Авраам и Сарра, заповедовали (да ещё и с Благословения Бога!) брать из той же самой «языческо-идолопоклоннической» среды (Бытие, 24:2-4, 28:1-3)?
2. Почему отец Авраама Терах/Фарра, будучи, как считают «авторитетные комментаторы», «конченым язычником-идолопоклонником», фактически беспричинно покинул вместе со своей семьёй столь удобное и замечательное для него место (о том, что в Ур-Кесдиме Фарра процветал и был весьма уважаем, мы узнаём из массы значимых источников), двинувшись зачем-то в чуждый ему во всех отношениях Ханаан? А на побег это не походило, ибо никто Фарру не преследовал…
3. Под чьим началом Аврам освоил в молодости те эзотерические учения, которые строго запрещает «Бог Симов»? Ведь, согласно каббалистике, обладая различными тайными знаниями и будучи глубоко посвящённым в вопросы строения и функционировании духовного мира, Авраам стал автором одной из основополагающих книг Каббалы «Сефер Ецира» («Книга Творения»)...
4. Кто такие «халдеи», и что же всё-таки означает в реальности определение «халдейский»?
Начнём с последнего вопроса. Термин «халдеи» с давних времён мог определять как этнический субстрат, так и принадлежность к особой касте жрецов, владеющих некими тайными знаниями. «Посвящёнными халдеями» в древнем мире считались колдуны, маги, гадатели, прорицатели-волхвы, астрологи-звездочёты… Среди халдеев было много хороших математиков, астрономов, натуралистов, философов, теософов; они первыми разделили недели на семь дней и первыми же провозгласили доктрину бессмертие души... Халдеями-магами являлись и те «волхвы с востока», которые немедля пришли с дарами поклониться новорождённому младенцу Иисусу...
Что же касается «этнических халдеев», то об известных с 9-го века до н.э. арамейских племенах халдеев, которые (в качестве «халдейской династии») правили в основанном ими же Нововавилонском царстве, мы уже говорили. Но поскольку происходило это намного позже всех «авраамических событий», то ни «халдеи вавилонские», ни тем более «халдеи христианские» (халдео-несториане, халдео-католики, халдео-ассирийцы...) нас интересовать не могут... А вот уже о тех «халдеях» или «халдах», которые, проживая с древнейших времён на Армянском нагорье, были известны, кроме прочего, как первые в мире металлурги, ковавшие железо, и которых Иосиф Флавий связывал с «нашим криптояфетидом» Арфаксадом («Арфаксад называл нынешних халдеян арфаксадейцами, так как он правил ими», Иудейские Древности, 1:6,4) писали в своих трудах античные историки - Ксенофонт, Геродот, Страбон, Беросс... Многие же независимые исследователи (Роберт Мок, Дэвид Фэсолд, Захария Ситчин, Тенгиз Гудава и другие), оказываясь значительно проницательнее академических учёных в вопросах «околоэзотерических», говорят о существовании большой вероятности того, что коренные жители горной страны Аратта («земли первоначального Халдини»), в которую, как мы уже знаем, можно было за несколько часов добраться из Уркеша, называли себя «халдийцами» или «халдами» - по имени своего главного (да ещё и уникального для всего Ближнего Востока!) Бога Халди, ставшего впоследствии Верховным божеством урартского пантеона. Ну а покрытую вечными снегами доминантную вершину Аратты – величественную гору Арарат – араттские халды величали «Домом Халди» или «Халди-Ха»... [4]
И вот, именно эта последняя «халдейская версия» порождает настоящую «лингвистическую магию», ибо в слове «Hal-Di» частица «Hal» означает на шумерском языке (лингвистическую основу которого также следует искать в языке Аратты [1]) «секрет», «волшебство», «таинство», «ветвление», «развилка», а частица «Di» означает «суд», «судебное решение», «вердикт»... В слове же «Kas-Di» частица «Kas» означает «счёт», «подсчёт», «учёт», «итог», «содержание», «состояние»… Ну а синтез этих семиотических компонент формирует семантему «Судебный Вердикт, Вынесенный на Основе Секретного Подсчёта», которая идеально описывает «тайный семиозис» процесса сущностного кодирования, что и даёт основание считать Аратту древнейшим Духовным Центром, где разрабатывалась «кодировочная доктрина» научно-духовной этики...
Общечеловеческий же статус этому Сакральному Центру придаёт схожесть «кодировочной методологии» во многих мировых духовных традициях [5], что ещё более актуализируется в контексте проведения параллелей между «Араттской Мистерией Посвящения» и сюжетом записанного на «Семи глиняных табличках творения» центрального произведения шумеро-аккадской (а на самом деле - всей месопотамской) агиографии - поэмы «Энума Элиш», которая повествует о том, как в схватке за новый космический порядок ставший верховным богом Древней Месопотамии «Сын Чистого Неба» Мардук убивает являвшуюся драконианским воплощением Первозданного Хаоса изначальную Богиню-Мать Тиамат. После победы в этой Небесной Битве Мардуку предстояло создать обновлённый мир, строительным материалом для которого как раз и послужило тело Тиамат: разрубив его на две части, из верхней Мардук соорудил небо, а из нижней – землю; череп Драконихи превратился в гору, и из его глазниц потекли две реки - Тигр и Евфрат. А значит, «голова прародительницы Тиамат» покоится непосредственно на Армянском Нагорье с проистекающими отсюда реками Тигр и Евфрат, где и была локализована Аратта. Ну и конечно, не трудно понять, что Небесный Мардук ассоциирован здесь со «сциентистским» Богом Халдом…
Разумеется, всю эту «кодировочную эпопею» доблестные фарисеи и книжники ничтоже сумняшеся представили в «бесовском свете», рассматривая таинство как «чёрную магию», а сакральный подсчёт - как «лукавое начётничество». Именно это по недомыслию и сделано в море мишнаитско-христианско-исламской экзегетической литературы, повествующей не о приобщении Аврама к высокодуховным эзотерическим знаниям в Стране Святых Законов и Бессмертия Аратте, а о его мифическом противостоянии с царём Нимродом и его профанной войне с «кодировочными идолами» своего оклеветанного отца Фарры в демоническом Ур-Кесдиме... Не удивительно поэтому, что халдеями на блатном сленге называют просчитывающих свою выгоду официантов…
И вот тут уже мы приходим к ответам сразу на всю первую триаду поставленных выше вопросов… Итак, вопреки расхожему мнению талмудистов о том, что Фарра и его сын Нахор были примитивными идолопоклонниками, а другой его (младший) сын Аврам – их заклятым врагом, все они на самом деле (конечно же, в разной степени) прошли «араттское посвящение» и были призваны исполнить на земле некую духовно-религиозную миссию... Вспомним в этой связи уже цитированные здесь слова из Книги Иисуса Навина (24:2): «И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: "за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам…"». Разве не странно, что всегда весьма ревностно относящийся к любым «иным богам» агрессивный Бог Израилев проявил здесь к этим богам удивительную для Ветхого завета веротерпимость, что можно расценить как признак его вполне благосклонного и даже уважительного к ним отношения… Ну и вспомним здесь ещё и о том, что тот Бог, который «взял Авраама из-за реки», впервые явился ему уже после выхода Аврама из Ура - в Харране, когда Авраму стукнуло 75 лет, а до этого у Фарры, Нахора и Аврама Бог был единый: «Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их…» (слова Лавана из Быт. 31:53).
В связи с получением Аврамом посвящения в «Араттской школе», нас не должен удивлять и факт обладания Авраамом эзотерическими (а на самом деле «научно-духовными») знаниями. Будучи автором каббалистической «книги сущностных кодов» Сефер Ецира, Авраам, несомненно, мог свободно оперировать различными «магическими» (кодировочными) таблицами и графиками, ибо используемое в Каббале понятие «Сфирот» на языке информатики есть ни что иное, как средство описания божественного информационного потока [3]. Как мы знаем, спустя пять веков схожее посвящение получил Моисей у египетских жрецов/волхвов, которые на вопрос фараона «кто есть Бог/Elohi евреев?» ответили: «Сын мудрецов, Сын царей древних» (Яшер, 79:45)… [2] [3]
У кого-то может возникнуть вопрос: а где же материальные следы «Араттской школы» и почему это наше расследование оказалось таким сложным: неужели нельзя было устроить всё проще и понятнее? Но простых решений Господь никому ведь и не обещал. Разве просто устроена бескрайняя Вселенная и живущий в ней человек? Нет. До всего надо упорно докапываться, часто корректируя по ходу этого процесса различные параметры поиска… А что касается «следов», то если уж даже и такие равнинные сооружения как Гёбекли-Тепе и Чатал-Гуюк были отрыты лишь спустя многие тысячелетия, то что же тогда говорить о скрытой от людей на труднодоступном «горном острове» «духовной мастерской», попытки обнаружения которой профанам заказаны. К тому же, многие «библейские ребусы» рассчитаны на разгадывание в отдалённой перспективе: ведь, как мы знаем, сведения о шумерах, хурритах и о других древних народах и цивилизациях были получены только благодаря современным по меркам истории археологическим раскопкам...
Итак, город, где родился пророк Авраам, и местность, где он до 75-ти лет приобретал свои священные знания у «халдейских мудрецов», мы определили - это хурритско-субарейско-арийская Аратта, которой, как некоему «теологическому тиглю», где, смешивая многие религиозные воззрения, «отливали» одно единое - научно-духовное, была отведена важнейшая божественно-цивилизационная роль ведущего Сакрального Центра, этикоориентированные послания которого распространялись по всей планете различными путями, праймовым из коих стал путь утверждения в мире авраамических религий... Различных аргументаций и доказательств в пользу хурритского происхождения основателя авраамических религий здесь тоже было приведено предостаточно. Но поскольку в Библии Авраам назван «Евреем», а его внук Иаков ещё и «Странствующим Арамеянином», то на этот «ребусный счёт» необходимо внести некоторые пояснения... Что касается библейской фразы «отец мой был странствующий арамеянин», то это просто неверный перевод с иврита слов: «мой отец едва не пропал (не погиб) среди арамеев». В МТ и в Пасхальной Аггаде смысловое прочтение данного текста является аналогичным: «арамеец хотел уничтожить моего отца». И речь здесь идёт, конечно, об «арамейце» Лаване, сыне Вафуила Арамеянине, который назван так не по своей этнической принадлежности, а по месту своего проживания в будущем Паддам-Араме, что в древности представлялось характеристикой значительно более информативной. Ну а мы ведь уже знаем, что в Библии используются понятия и определения эпохи её написания, тогда как в гораздо более раннюю эпоху патриархов Паддам-Арам с «городом Лавана» Харраном являлся регионом не арамейским, а преимущественно хурритским...
Но, несмотря на всё вышесказанное, в Торе Аврам (ещё даже не Авраам!) назван Евреем: «И пришёл один из уцелевших, и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре…» (Бытие 14:13) В Мидраше говорится о том, как Ашем (Бог) и семьдесят его ангелов бросили жребий, чтобы знать, какой из ангелов отвечает за тот или иной народ и за его язык. По жребию Всевышнему достался Авраам, и Ашем провозгласил: «Надел выпал мне прекрасный, владения мои великолепны!». То есть в иудаизме Авраам уже изначально (ещё до свершения всех знаковых для евреев библейских событий!) «назначается» отцом избранного народа. А ведь между тем, истинное избрание Иеговой/Яхве еврейского народа произошло только после его исхода из Египта и получения на горе Синай Торы основателем иудаизма пророком Моисеем. До этого же понятие «еврей» в качестве определения этнической принадлежности сугубо формально возводилось к праотцу Еверу, имя которого стало этнонимом евреев, хотя в исламе, где Евер, который признан там «последним из благочистивых патриархов до разделения и рассеяния народов», известен под отнюдь не еврейским именем «Худ»… Своё безапелляционно-исчерпывающее разъяснение ислам даёт также и относительно спорного, как оказалось, вопроса конфессиональной принадлежности Авраама: «О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат и Инджил были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?... Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином...» (Коран, Сура 3:65, 67)
Да, конечно, финальной целью написания иудейскими законниками Танаха являлось обоснование богоизбранности своего народа, но только представляется не слишком пристойным то, что для реализации этой цели авторы Танаха прибегали к средствам в морально-этическом отношении сомнительным - к фальсифицированию и подтасовыванию различных исторических, географических, этно-лингвистических и других научно обоснованных фактов, всячески их при этом затуманивая и запутывая... Ведь если говорить, например, о том же «семите-еврее» Евере, то дважды фигурирующее в его родословии имя «Арфаксад» носили, как мы уже знаем, отнюдь не семиты, а яфетиты, и это подтверждается ещё и тем обстоятельством, что Арфаксадом во времена царствования халдея Навуходоносора звали также и царя яфетической Мидии (Книга Иудифи, 1:1)
Таким образом, мы видим, что номинально идущая от семитов и во многом монополизированная ими авраамическая традиция в не меньшей, а может и в большей степени имеет истоки сугубо яфетические. Да, конечно, благодаря, в том числе и постоянно действовавшей внутривидовой положительной селекции, еврейскому народу всегда удавалось подтверждать свою «авраамическую избранность» успехами во многих областях человеческой деятельности, но при этом следует всё же понимать, что подобное всегда оказывалось возможным лишь только в условиях культурной среды наиболее передовых яфетических народов, которые во все времена являлись основными «поводырями эволюции», показывающими человечеству верные ориентиры всеобщего цивилизационного прогресса и задающими ему пути духовно-этического развития...
А уже в следующих разделах и частях настоящей статьи мы постараемся ответить на оставшиеся вопросы, сформулированные в конце Части 1 настоящей статьи:
- «Кем являлся на самом деле неизвестно откуда возникший в библейском повествовании «Священник Бога Всевышнего» Мелхиседек, и каким образом уже сам факт упоминания в Священном писании о столь масштабной духовной фигуре, которая на протяжении многих веков оставалась окутанной ореолом таинственности, способен помочь нам разобраться в процессах дальнейшего эволюционирования/реформирования всей авраамической традиции на современном (научно-духовном) этапе её развития?»;
- «Существуют ли некие глубинные, но до последнего времени надлежащим образом не выявленные и отчётливо не обозначенные пласты теологических платформ авраамических религий, на основе онтологической близости которых можно было бы достичь конструктивного взаимодействия между приверженцами иудаизма, христианства и ислама?»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Enfi A. The Land of Holy Laws and The Immortality Aratta as First Interstate Communicator, Located on The Armenian Highland // Scientific Collection «InterConf», (31): with the Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference «Science And Practice: Implementation To Modern Society» (October 6-8, 2020) in Manchester, Great Britain, Peal Press Ltd., 224 p., pp. 133-143, ISBN: 978-4-272-00922-0
2. Enfi A. «Sacred Numbers» of Ancient Civilizations in The Light of The Essence Coding Theory // X International correspondence scientific specialized conference «International Scientific Review of the Problems of History, Cultural Studies and Philology», November 19-20, 2019. – Boston. MA. USA., pp.22-35
3. Enfi A. Kabbalah, The Way Of Conscience & Essence Coding Theory («Каббала, Путь Совести, Теория Сущностного Кодирования») // Journal of science / №10 2020 vol. 2, Editor in chief – Antoine LeGrange, Lyon, France, pp.51-62, IISN 3475-3281
4. Enfi A. The Chalice Of Peace And Knowledge In The Mysteries of Ararat and The Holy Spear (International Peacemaking and Educational Megaproject) / Чаша Мира и Знания в Мистериях Арарата и Святого Копья (Международный Миротворческо-Просветительский Проект), (Часть 4 на сайте автора, URL:: http://aramenfi.ru/ararat_chalice4.html)
5. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы этико-религиозных традиций Китая в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27835, 08.05.2022
6. Maunder, Edward Walter, Astronomy of the Bible: An Elementary Commentary on the Astronomical References of Holy Scripture. New York: Mitchell Kennerley (reprinted in 2007)
7. Flammarion Camille, Astronomie populaire, 1880.
8. Diakonov, Igor M., Sergei Starostin. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Language. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft. Munich: R. Kitzinger, 1986. ISBN 3-920645-39-1
9. Sayce, Archibald Henry (1891). Modern Name of Ur of the Chaldees. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Cambridge University Press (July): 479. JSTOR 25197062.
10. Sayce, Archibald Henry (1890). Blessed Be Abram of the Most High God. Hebraica. The University of Chicago Press. 6 (4): 312–314. doi:10.1086/369101. JSTOR 527547.
11. Sayce, Archibald Henry (1894). The Cuneiform Inscriptions of Van. Part V. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Cambridge University Press (Oct): 691–732. JSTOR 25197227.
12. Gelb, Ignace J. Hurrians and Subarians, Studies in Ancient Oriental Civilization No. 22. Chicago: University of Chicago Press, 1944.
13. Gurney, O. R., The Hittites, Hardmonsworth 1952.
14. Ivanov, Vyacheslav V., and Thomas Gamkrelidze. The Early History of Indo-European Languages. Scientific American 262, no. 3, (March 1990): 110–116.
15. Speiser, E. A., Introduction to Hurrian, New Haven, ASOR 1941.
16. Wilhelm, Gernot (2004). Hurrian. In Woodard, Roger D. The Cambridge Encyclopedia of the World's Ancient Languages. Cambridge University Press. ISBN 0-521-56256-2. OCLC 59471649.
17. Jensen, Peter Christian Albrecht. Hittiter und Armenier / von P. Jensen. - Strassburg : Trübner, 1898. - XXVI, 255 с.
18. Woolley C. Ur excavations: publications of the joint expedition of the British museum and of the Museum of the University of Pennsylvania to Mesopotamia / by Sir Leonard Wooley. — London ; Philadelphia: Publ. by the trustees of the two museums by the Oxford University Press, 1974. — Vol. VI
19. Archi, Alfonso (2013). The West Hurrian Pantheon and Its Background. In Collins, B. J.; Michalowski, P. (eds.). Beyond Hatti: a tribute to Gary Beckman. Atlanta: Lockwood Press. ISBN 978-1-937040-11-6. OCLC 882106763.
20. Hoffner, Harry (2010). The Institutional 'Poverty' of Hurrian Diviners and entanni-Women. Wiesbaden: Harrassowitz. ISBN 978-3-447-06119-3. OCLC 646006786.
21. Pardee, Dennis (2002). Ritual and cult at Ugarit. Atlanta: Society of Biblical Literature. ISBN 978-90-04-12657-2. OCLC 558437302.
22. Sharlach, Tonia (2002). Foreign Influences on the Religion of the Ur III Court. General studies and excavations at Nuzi 10/3. Bethesda, Md: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4. OCLC 48399212.
23. Taracha, Piotr (2009). Religions of Second Millennium Anatolia. Harrassowitz. ISBN 978-3447058858.
24. Giorgio Buccellati and Marilyn Kelly Buccellati, Urkesh/Mozan Studies 3: Urkesh and the Hurrians : A Volume in Honor of Lloyd Cotsen, Undena, 1998, ISBN 0-89003-501-6
25. Asimov, Isaac. The Near East: 10,000 Years of History. Boston: Houghton Mifflin, 1968.
26. Buccellati, Giorgio, and Marilyn Kelly-Buccellati. Urkesh: The First Hurrian Capital. The Biblical Archaeologist, vol. 60, no. 2, 1997
27. Chahin, M. The Kingdom of Armenia. London and New York: Croom Helm, 1987. Reprint, New York: Dorset Press, 1991. Second, revised edition, as The Kingdom of Armenia: A History. Richmond, Surrey: Curzon, 2001. ISBN 0-7007-1452-9
28. Гернот, Вильхельм, Древний народ хурриты, М., 1992.
29. Иосиф Флавий. Иудейские древности / пер. Г. Генкеля. — 1900.
30. Leonard Woolley. Excavations at Ur: A Record of 12 Years' Work, 1954
31. Cyrus Herzl Gordon The Bible and the Ancient Near East, 1997, New York: Norton & Company.
32. Biblia Hebraica by. Kittel, Rudolf, 1853-1929; Beer, Georg, 1865
33. Библия в современном русском переводе // РБО, 2011 г., ISBN 978-5-855-244-342
34. Талмуд (Вавилонский) ред. Переферкович, Н.А. и др., в 15 томах // Издательство: М.: Издатель Л. Городецкий, 2006 - 2022 г. ISBN: 979-5-203-02848-7
35. Папюс, Каббала // Издательство А.Г. Москвичев, 2013 г., ISBN 978-5-904844-48-6
36. Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет // Амфора, 2007 г., ISBN 978-5-367-00380-2
37. Нудельман Р., Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий // Феникс, 2008 г., ISBN 978-5-222-12851-0
38. Тексты Кумрана. Выпуск 1 / Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И.Д. Амусина. - М.: Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1971.

Арам Энфи, Тройная триада семиосферы авраамических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования. Часть II-2 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28349, 23.02.2023

Статья в формате «Word»

Часть I | Часть II-1 | Часть II-2 | Часть II-3 | Часть II-4 | Часть III-1 | Часть III-2 | Часть III-3 | Часть III-4 | Часть III-5

ОГЛАВЛЕНИЕ

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ I

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-5

ЭЗОТЕРИЗМ, ОККУЛЬТИЗМ, НУМЕРОЛОГИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

ЗОРОАСТРИЗМ

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И ЕГИПТА

ТЕНГРИАНСТВО

ТРАДИЦИЯ ЧЕТВЁРТОГО ПУТИ

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ НАРОДОВ МИРА

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна










 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru