|
Статьи
Арам Энфи (Aram Enfi)
СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ
МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА
Доклад
на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург,
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)

|
Полное
музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка"
(СЭМ) было
раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ?»
[1]
Если
коротко, то СЭМ
- это вид электронной по своей стилистической, инструментальной
и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной
атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане
философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьезной
интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы,
которая:
- в
полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным
для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором,
академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного
замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального
развития, включающего противоборство и качественное преобразование
тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность
музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не
воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно
созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе
звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм - это
великий переворот в сознании и технике композитора... эпоха самостоятельного
освоения музыкой идей и заветных дум человечества...»;
- имеет
своими главными и ключевыми средствами достижения всей разноплановой
(идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики симфонизма именно
специфические электронные и компьютерные технологии.
В серии
статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских [2],
психологических [3] и других важных
мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального бытования
СЭМ, был
показан флагманский статус СЭМ
как жанра, который будет отныне определять магистральный путь
дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что, с
точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость
нормативного введения в систему профессионального образования
методологически выверенный концепт преподавания новых специфических
СЭМ-дисциплин.
Особенность
же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую
очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки
фактором, что имеющий в эстетике СЭМ
ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый
отход от классических схем музыкального развития, а именно: с
приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание здесь
переключается на создание с помощью трансформирующего воздействия
электронных и компьютерных технологий новых, гораздо более сложных
звуковых объектов и состояний, тематические и акустические компоненты
которых должны быть органично слиты в нераздельном единстве.
И здесь
уже необходимо отметить, что современная электронная и компьютерная
техника способна настолько расширять и обогащать палитру звуковой
материи, что это позволяет, например, создавать в области СЭМ
такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности
сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию, а
их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует обобщению
слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений
тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни в одном
из иных жанров и видов музыки.
Именно
на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ
различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана её
высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого
и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные
возможности СЭМ,
вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной
электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования
новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний
и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из области
музыкальной философии и психологии как раз и определяют те важнейшие
принципы создания СЭМ-композиций,
на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология преподавания
СЭМ-дисциплин
в системе профессионального образования. [4]

Ну
а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством,
что в СЭМ
происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и музыкального
объекта, а сам тембр получает в СЭМ
статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь от
всего культурного и эмоционально-психологического контекста звукового
пространства. Таким образом, выполняя свою исконную роль причинно-коренного
(каузального) субстрата музыки, на основе которого потом уже создаются
и оттачиваются все остальные музыкальные атрибуции (и в частности
- звуковысотная парадигма), тембр в концепции СЭМ
впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да,
конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных
средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции
ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются
в СЭМ энтелехийно
производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А это
означает, что в процессе создания СЭМ-композиции
все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться
(«плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально уже
отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то его
фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера (тембрального
материала), тонкая тканевая морфология которого различные структурные
закономерности СЭМ-архитектоники
этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй
важный принцип создания СЭМ-произведений
семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая
импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность
на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность» трактуется
как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной архитектоники
произведения, исходя из тех или иных морфологических (тембральных,
фактурных) свойств изначально заданного сонорного материала. Данный
принцип возрождает в СЭМ
исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования,
обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций
с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным
параметрам.
Ну
а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет
в области СЭМ
возможность не только органично добавлять новые партии (по правилу:
каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный характер
по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий
же основной принцип СЭМ-творчества
носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение
о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской
символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя
Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его глубинные
метафизические основания, явленные через художника и воспринимаемые
из «надсознательной сферы». Ну и, как известно, подлинное художественное
творчество В. Соловьёв рассматривал в качестве одной из важнейших
форм воплощения «Всемирной Идеи», призванной преображать наш мир
с целью достижение в нём Космической Гармонии.
Теургическая
концепция СЭМ
строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате новейших
научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ является
важной составной частью СЭМ-преподавания,
полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход
на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма
целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения с
центральным и приоритетным местом в ней теургических форм искусства,
что, безусловно, выведет на культурно-историческую арену и призовёт
к инновационной творческой деятельности прогрессивно мыслящих
музыкантов-концептуалистов новой формации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энфи, А. Так что же это такое
- "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка
и время. - 2011. - №4. - С. 67-71
2. Энфи, А. Симфо-электронная
музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011.
- №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081
3. Энфи, А. Симфо-электронная
музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая
газета. - 20.05.2011. www.psy.su
4. Энфи, А. Век электронной музыки
/ Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58
>
Дополнительные
материалы:
Aram Enfi
SYMPHO-ELECTRONIC
MUSIC AS
A NEW TEACHER DISCIPLINE
  
Copyright
® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка http://aramenfi.ru
обязательна |
|