Арам Энфи
ТЕОРИЯ
СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
ЧАСТЬ
- IX
|
Часть 1|
Часть 2|
Часть 3|
Часть 4|
Часть 5|
Часть 6|
Часть 7|
Часть 8|
Часть 9|

12.
ПРОГРЕССИВИЗМ И ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (П.А.)
Чикагская
Школа:
Джеймс Мак-Кин Кеттелл, Рэндольф Бурн,
Дж. Стэнли Холл, Джон Дьюи
  
    
   
  
Начать
эту главу следует, пожалуй, с того, что конец 19-го века ознаменовался
бурным противостоянием в США старой религиозной психологии, уводящей
в Шотландскую Философию Здравого Смысла, и новой научной психологии,
разрабатываемой с помощью биолого-психометрических исследований
и экспериментов.
Приверженцы старой психологии говорили
о том, что ни одна экспериментальная наука не обладает компетенцией
иметь дело с такими сакраментальными сферами человеческого опыта,
как религиозное чувство и мораль… В частности, этого мнения твёрдо
придерживался ещё и первый Президент учреждённой в 1892 году Американской
Психологической Ассоциации Джордж Трамбел Лэдд, который считал
психологию сакральным "Учением о Душе и Эманации Божественного"…
Но прогресс неумолимо отметал устаревшие
религиозные и моральные установки, что послужило причиной активного
внедрения психологической науки в общественную жизнь...
И вот, уже Четвёртый Президент Американской
Психологической Ассоциации Джеймс Мак-Кин Кеттелл
активно призывал экспериментальную психологию к широкому практическому
воздействию не только на политику, экономику, образование, медицину,
сферу искусства..., но и на общественную этику...
Мостом же от психологии сознания
к психологии поведения послужил "Функционализм", речь
о котором велась уже в Главе №9 настоящей статьи, и который стал
выражением новой природы психологии как общественной науки, поскольку
функциональная психология изучала не столько содержание сознания
человека, сколько ответные (в том числе и социально обусловленные)
реакции людей на внешние стимулы.
И эта новая психология призвана
была уже идти в ногу со временем, отвечать на вызовы урбанизации,
индустриализации и других стремительных изменений жизни общества…
Реформы образования, эффективность
экономики и Общественный Прогресс были движущими ценностями основного
политического и общественного движения, последовавшего за кризисом
США 1896 года – Прогрессивизма, явившегося, по сути дела, американской
версией Европейского Просвещения.
Один из ведущих психологов-прогрессивистов,
Рэндольф Бурн говорил о том, что "в
новом порядке вещей нет ничего важнее яркости личности, а самовоспитание
практически превращается в обязанность, если человек хочет достичь
великой цели реформирования общества".
Таким образом, отказ сотрудничать
с Жизненным Принципом Улучшения был фактически признан и объявлен
прогрессивистами давно уже выискиваемым "Грехом Против Святого
Духа"...
Ну а крупнейшим идеологом прогрессивизма
и "пророком либерализма" 20-го века стал Джон
Дьюи, избранный президентом Американской Психологической
Ассоциации в последний (1899-й) год 19-го века...
В области политики и экономики прогрессивисты
пытались заменить разъедавшую общество политическую коррупцию
принципами научного управления большими корпорациями.
Другой серьёзной заботой прогрессивизма
была Реформа образования, и Джон Дьюи стал основоположником прогрессивного
американского образования, сугубо психологическими аспектами которого
в США начал заниматься выпускник Уильяма Джеймса по Гарвардскому
университету Дж. Стэнли Холл.
Но наиболее важными и приоритетными
для прогрессивистов являлись, конечно же, проблемы и вопросы сугубо
этического характера и содержания.
Так, согласно Дьюи, критерием истинности
той или иной психологической концепции является её этическая убедительность:
"До тех пор, пока правит обычай, пока общественные ценности
определяются инстинктом, потребности в психологии не возникает.
Но как только ценности становятся осмысленными, осмысленным становится
и весь аппарат, посредством которого проецируются и проявляются
этические идеалы. Как только мораль становится осмысленной, неизбежно
должна родиться психология".
Дьюи утверждал, что психология –
это как бы социальный аналог сознания: сознание возникает тогда,
когда приспособление к новым обстоятельствам становится жизненно
необходимым, ну а в сфере общественной жизни тоже самое происходит
уже с психологией, огромную социальную роль которой, Дью, разумеется,
мыслил отнюдь не вульгарноматериалистически, а напротив - совершенно
недвусмысленно придерживался того идеалистического по своей сути
тезиса, который был постулирован ещё Францем Брентано: "то,
что делает что-либо психическим, указывает на что-то нефизическое".
При этом, Дьюи стремился к построению
сугубо Научного Общества, в котором бы с максимальной эффективностью
работали законы психологии именно научной: "Отношения,
существующие между людьми, являются результатом работы научных
законов человеческого поведения, и как только психологи поймут
эти законы, они окажутся в состоянии построить более совершенное
общество".
Дьюи пытался свести воедино философию,
психологию и этику, а путь к построению научного общества неразрывно
связывал "с ростом контроля
в этической сфере".
И в этом плане, Дьюи дал, по сути
дела, новую жизнь аристотелевским представлениям об "аристократическом
управлении", которое в разумно устроенном обществе должно
осуществляться не за счёт "ненадёжного характера простого
народа", а "праздными, социально выдающимися и состоятельными"
классами, включая учёных и деятелей духовной культуры, чья нацеленность
на поиск истины позволяет им выполнять роль бескорыстных "благодетелей
человечества".
Согласно Дьюи, личность не существует
в природе, а является социальной конструкцией: индивиды приобретают
свою личность и мышление в обществе, и поэтому главной целью общества
является культивирование индивида внутри поддерживающей и воспитывающей
его общины.
При этом, индивид, по Дьюи, вовсе
не приносится в жертву государству – его просто "вводят
в реальность государства", а "целью
жизни человека является не совершенство как конечная цель, а постоянный
процесс усовершенствования, созревания, очищения…",
так что "рост сам по себе является
единственной нравственной задачей".
Большой вклад в психологическую
науку Джон Дью внёс и в плане сугубо профессиональном.
Так, в его знаменитой "Концепции
Рефлекторной Дуги" дальнейшее плодотворное развитие получила
"Теория Эмоций Джеймса-Ланге". Согласно "Концепции
Рефлекторной Дуги", "эмоции являются
признаком конфликтующих склонностей, возникают в результате обратной
связи со сдерживаемой тенденцией к действию, и лишь только тогда,
когда поведение человека требует новой координации с реальностью".
Иными словами, стимул (ощущение)
и ответ (реакцию) Дьюи рассматривает не изолированно, а как "разделение
труда в общем скоординированном действии": Дью считал
ощущение не пассивной регистрацией впечатления, а динамическим
взаимодействием одного поведенческого акта с другими, происходящими
в то же самое время.
В качестве иллюстрации этого тезиса,
Дьюи пишет о том, что, например, треск сучка для солдата, напряжённо
ожидающего встречи с врагом, и для туриста, беспечно гуляющего
по мирному лесу, имеет совершенно различное значение, определяемое
текущим поведением солдата и туриста: рассеянное слушание – это
поведение одного рода, внимательное прислушивание – другого, а
активное реагирование на звуки с целью жизненно важного приспособления
- третьего...
Концепция Рефлекторной Дуги"
оказала огромное влияние на дальнейшее развитие социальной психологии
и относится к области Инструментализма - созданному Джоном Дьюи
психологическому направлению, согласно которому знание является
фундаментальным инструментом приспособления, а разум - инструментом
для первичного понимания мира и последующего его изменения.
Концепция разума Дьюи была гораздо
более активной, нежели представления неореалистов, которые оставались
приверженцами того, что Дьюи называл "теорией разума-зрителя":
Дьюи считал, что разум даёт возможность не только созерцать, но
и предчувствовать будущие последствия событий, реагируя на них
адекватным поведением, как на стимулы.
Подчёркивал Дьюи также и социальную
природу разума, тесно увязывая мышление с речью.
Для Дьюи способность к мышлению
создаётся именно обучением речи, и в этом отношении Дьюи изменил
приоритетность, которой придерживался основатель психологии Рене
Декарт: "животные не думают, потому
что не разговаривают", ибо, согласно Дьюи, когда мы
думаем, мы просто разговариваем "про себя", а не вслух,
упорядоченно используя при этом определённые вербальные реакции
и речевые механизмы, данные нам обществом.
ВЫВОД:
Джон Дьюи был бесконечно прав относительно того, что "как
только осмысленная связь этических ценностей с привычками и традицией
разрывается, следует начинать провозглашать ценности сознательно
и находить некую замену обычаю, посредством которого и реализуется
ценность". И в этой связи необходимо отметить, что весьма
опасный разрыв связи адекватного современного мировоззрения с
прежними, давно устаревшими "этико-ценностными ориентирами"
в наши дни уже налицо, а единственной надлежащей заменой "привычкам,
обычаям и традиции" в этической сфере способна сегодня стать
одна лишь только "Теории Кодирования Сущностных Параметров
Человека"…
Абсолютно прав был Дьюи и в том,
что "целью жизни человека является не совершенство как конечная
цель, а постоянный процесс усовершенствования, созревания, очищения…",
и что "рост сам по себе является единственной нравственной
задачей". Да, это действительно именно так и есть, ибо нам
надлежит стремиться не к встрече с Бесконечным Богом-Абсолютом,
иметь адекватное представление о котором мы никогда не сможем
в силу Абсолютной несопоставимости наших с НИМ масштабов, а "всего
лишь" к прорыву на следующий иерархический уровень Реальности,
который хотя и является для нас невидимо-тонкоматериальным, но
к осмыслению которого нашей "грубоматериальной" науке
всё-таки удалось уже вплотную подступиться…
Весьма ценной для нашего исследования
представляется также статья Джона Дьюи "Концепция Рефлекторной
Дуги в Физиологии". Тот факт, что "эмоция возникает
в результате обратной связи со сдерживаемой тенденцией к действию
и является признаком конфликтующих склонностей", крайне важен
для понимания функционирования механизмов сущностного кодирования,
запуск которых осуществляется всегда на эмоционально-соматическом
уровне. Концепция эта делает понятным и то, что наиболее "ценные
кодировочные паттерны" могут нарабатываться лишь только в
условиях экстремального проявления конфликтующих склонностей,
и поэтому доступны исключительно для людей "радикального"
склада и очень высокой степени духовной зрелости, а также косвенно
указывает на обратную связь между волей и поведением, ибо поведение,
запущенное волей, само уже затем индуцирует волевые импульсы,
и поэтому человеку насущно необходим мощнейший Начальный Волевой
Толчок к Духовному Росту…
Не менее важным для нас в "Концепции
Рефлекторной Дуги" является и то, что, согласно этой Концепции,
эмоции возникают только тогда, когда поведение человека требует
новой координации с реальностью", и что они "определяются
текущим поведением" субъекта. Этим тезисом объясняется, в
частности, совершенно различное воздействие тех же самых социальных,
этических, эстетических и других "сущностнообразующих"
факторов на различных субъектов восприятия. Ведь, например, для
одного субъекта восприятия звучащая музыка 15-й симфонии Дмитрия
Шостаковича может служить лишь только малоприятным и малозначимым
"шумовым фоном", а уже для другого (в духовном отношении
гораздо более восприимчивого и продвинутого) – мощнейшим стимулом
к дальнейшему духовному росту…
При этом, положение относительно
"новой координации с реальностью" должно трактоваться
нами расширенно и с учётом того факта, что абсолютно "новой"
для всех "Homo Sapiens" - сов является также и "координация
с реальностью" тонкоматериальной… Ну а под "текущим
поведением" субъекта следует, соответственно, понимать также
и "сущностную компоненту" поведения этого субъекта,
связанную с состоянием его совести и других "сущностных параметров",
являющихся, разумеется, для всех кандидатов прорыва в Тонкий Мир
и приспособления к существованию в нём предельно "жизненно
важными"!
Что же касается Инструментальной
Концепции Разума Джона Дьюи, согласно которой "знание является
фундаментальным инструментом приспособления", то эта Концепция
свидетельствует уже о насущной необходимости для всех "соискателей
Тонкого Мира" всестороннего интенсивного и качественного
обучения, а также о постоянном и обязательном присутствии в структуре
механизма сущностного кодирования фактора вербального воздействия...
Как мы видим, заслуги прогрессивистов
перед мировой психологией весьма значительны…
Но, к сожалению, прогрессивисты
не замечали вопиющего противоречия между своей претензией на приверженность
научно обоснованным ценностям личного роста и полным отсутствием
у себя для этого каких-либо внятных с научной точки зрения этических
и других "сущностных" ориентиров...
Впоследствии, Рэндольф Бурн
осознал эту незаконченность этической гносеологии прогрессивизма
и с огромным разочарованием и досадой писал про тогдашних прогрессивистов
следующее: "У них нет ясной философской
жизни, за исключением той, какой обладает разведка. Они не имеют
представления о том, какое общество хотят создать и в каком обществе
нуждается человечество, но они оснащены всеми административными
установками и талантами для того, чтобы его добиться".
И в этих искренне-самокритичных
словах Рэндольфа Бурна заключена, конечно, сермяжная правда, поскольку
по-настоящему Научная Этическая Гносеология и надлежащие ориентиры,
указывающие на то единственно верное направление, по которому
должно развиваться общество, могут возникнуть лишь только на основе
"Теории Кодирования Сущностных Параметров Человека",
о которой во времена расцвета американского прогрессивизма ничего
и никому ещё, разумеется, известно не было…
Но, тем не менее, "разведка"
прогрессивистов во главе с великим психологом и общественным деятелем
Джоном Дьюи своё "этическое развед-задание" с честью
выполнила, и теперь уже настало время использовать полученные
прогрессивистами ценнейшие "развед-данные" для реального
построения на земле "Этически Вменяемого" (а иными словами
- адекватно обеспечивающего "рост
контроля в этической сфере") Научного Общества…

ЧАСТЬ I

Список
Использованной и
Рекомендуемой Литературы

ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛЕДУЕТ:
ЧАСТЬ
VI
Моторная
Теория Сознания (П.А.)
Новый Американский Функционализм (П.А.)
Рефлексология (П.А.)
Неореализм (П.А.)
Бихевиоризм и Бихевиорализм (П.А.)
ЧАСТЬ
VII
КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (К.П.)
Психолингвистика Ноама Хомски (К.П.)
Новый Европейский Структурализм (К.П.)
Коннекционизм (К.П.)
Когнитивная Неврология (К.П.)
ЧАСТЬ
VIII
ПРИКЛАДНАЯ,
СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (П.С.К.П.)
Гуманистическая Психология (П.С.К.П.)
Социальная Психология К.Левина (П.С.К.П.)
Социальная Психология Л.Фестингера (П.С.К.П.)
Психология Саморефлексии В.Лефевра (П.С.К.П.)
Трансперсональная Психология (П.С.К.П.)
Онтопсихология (П.С.К.П.)
Copyright
® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка http://aramenfi.ru
обязательна |