Статьи

Арам Энфи

ТЕОРИЯ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

ЧАСТЬ - I

| Часть 1| Часть 2| Часть 3| Часть 4| Часть 5| Часть 6| Часть 7| Часть 8| Часть 9-1,2|


АННОТАЦИЯ

Настоящая статья входит в Цикл-Эннеаду научных исследований, в которых обзорно рассмотрены наиболее значимые концепции, выдвинутые за всю историю развития мировой психологической науки. Продемонстрированы вытекающие с точки зрения идеологических основ этих концепций прямые или косвенные подтверждения психолого-философской обоснованности ключевых положений Теории Сущностного Кодирования (ТСК). Показано, что: 1) Положения ТСК установкам основных направлений психологии не противоречат, а во многом с ними даже совпадают; 2) Разработанная на основе ключевых положений ТСК Психология Сублимации находится на переднем крае магистрального пути развития мировой психологической науки, обогащая её принципиально новой и актуальной методологией.
Исходя из того, что стержневым в психологии является «вопрос о моральной власти» («почему людям следует быть нравственными?»), основное внимание в настоящей серии уделено именно тем фундаментальным направлениям психологии, которые оправдывают своё исконное название «учение о душе» (греч. «психе» - душа; «логос» - слово, учение) и свою изначально заяв-ленную референцию в качестве «моральной науки»… Редактор шеститомника «Психология: исследование науки» («Psychology: a Study of a Science») известный психолог и философ Зигмунд Кох (1922-2001), критикуя тенденцию жутчайшего засорения научного ландшафта современной ему психологии различными видами её популярно-прикладных направлений, писал: «Психология, похоже, вступила в эру всеобщей дезориентации... Я считаю, что для общества будет гораздо лучше, если мы вернём психологию обратно – в сферу науки...» И поэтому, учитывая адекватность и актуальность данного директивного утверждения, те сугубо «поведенческие» психологические концепции и целые направления психологии, которые полностью игнорируют рассмотрение вопросов духовного и этического содержания (бихевиоризм, необихевиоризм, бихевиорализм, рефлексология, моторная теория сознания и т.д.), а также большая часть так называемой «прикладной психологии» 20-века, которая наводит суету вокруг порочной финальной цели, легитимирующей необходимость адаптации психики индивидуума к конвенционально-конформному, а значит нравственно заведомо ущербному социуму, в настоящей серии статей если и упоминаются, то не специфицированно, и лишь только с целью их рассмотрения в ракурсе сугубо критическом...
Ещё в 1969 году один из основателей когнитивной психологии Джордж Армитидж Миллер (1920-2012), выступая в качестве президента Американской психологической ассоциации (APA), выразил надежду на то, что психология будет активнее вмешиваться в деятельность по улучшению общественных отношений: «Научная психология – одно из самых революционных начинаний в интеллектуальной истории человечества. Если мы добьёмся существенного прогресса в достижении провозглашённой цели – понимании, предсказании и контроле психических и поведенческих явлений, – это будет иметь грандиозные последствия для всех аспектов жизни общества... Я верю, что воздействие психологии на общество будет осуществляться не с помощью тех или иных технологий, но путём духовного влияния, путём формирования новых представлений о том, что возможно для человека и что для него желательно…» А два года спустя после выступления Дж. Миллера знаменитый британский историк и культуролог Кеннет Маккензи Кларк (1903-1983) в своём президентском обращении к APA высказал мысль о том, что «политических лидеров следует обязывать к тому, чтобы они принимали и применяли самую раннюю, совершенную форму психо-технологического, биохимического вмешательства, которое гарантировало бы положительное использование власти». Поскольку же в тревожных геополитических и удручающих социокультурных реалиях современности поиск желающих оспорить правоту вышеприведённых авторитетных суждений представляется малоперспективным, то актуальность тщательной проработки психологических аспектов основанной на онтологическом Законе Совести ТСК возрастает уже многократно, ибо приобретённые на этой ниве знания способны стать для всех здравомыслящих людей эффективным инструментом повышения уровня их компетенций в социальной практике...

ПРЕДИСЛОВИЕ

""Совесть твоя да будет единственным твоим Божеством"

Пифагор, "Золотые Стихи"

"Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим...
...И увидел я мёртвых малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были,
и иная книга раскрыта, которая есть Книга Жизни; и судимы были мёртвые
по написанному в книгах, сообразно с делами своими.."

Откровении Святого Иоанна Богослова (2:23; 20:12)

"Ибо слово Бога живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого:
оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит
помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него.
Но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт".

Послание Святого Апостола Павла к Евреям, 4:12,13

"Вы считаете ложью День Суда.
А ведь над вами есть хранители –
Благородные писцы.
Знают они, что вы делаете.
Ведь праведники, конечно, в благодати!
А ведь грешники, конечно, в огне!".

Коран, Сура 82, аяты 9-13

Автором настоящих статей и комментариев выдвинута научная гипотеза о том, что сущностные параметры человека (характеризующиеся такими понятийными категориями как "совесть", "сострадание", "справедливость"..., "честь", "достоинство", "благородство"..., "обучаемость", "интеллект", "духовная культура"..., "созидательность", "креативность", "трудолюбие"...) в процессе жизни на физическом плане подвергаются вполне определённой биоэнергоинформационной кодировке.
Глубинные механизмы этого процесса исследуются сегодня в Арт-Гуманитарном Центре по всем возможным направлениям: медицинскому, естественнонаучному, психологическому, социологическому, философскому, культурологическому, эзотерическому, экстрасенсорному...
При этом, само функционирование механизма Сущностного Кодирования рассматривается автором данной Теории как часть более общего процесса Экзопсихологического Контроля сознания людей со стороны Высших Сил.
Настоящая серия статей преследует своей целью в обзорном режиме продемонстрировать все те вероятные подтверждения гипотезы "сущностного кодирования", которые прямым или косвенным образом вытекают из наиболее значимых в истории развития мировой гуманитарной науки психологических, социологических и философских концепций.



 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ЧАСТЬ I

01. Философская Психология
02. Психология Сознания

ЧАСТЬ II

03. Структурная Психология
04. Психология Акта

ЧАСТЬ III

05. Понимающая (Гуманитарная) Психология


ЧАСТЬ IV

06. Гештальт-Психология

ЧАСТЬ V

07. Психология Бессознательного

ЧАСТЬ VI

08. Психология Адаптаций

ЧАСТЬ VII

09. Американская Психология до Эпохи Прагматизма
10. Прагматизм

ЧАСТЬ VIII

11. Европейская Функциональная Психология
12. Прогрессивизм и Инструментализм


ЧАСТЬ IX-1

13. Когнитивная Психология
14. Психолингвистика

ЧАСТЬ IX-2

15. Коннекционизм
16. Когнитивная Неврология

17. Социальная Психология

ЧАСТЬ - I

Статья в формате «Word»

Статья опубликована на сайте Академии Тринитаризма
(М., Эл № 77-6567, публ.28104, 07.10.2022)

01. ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Ф.П.)

"Донаучная Школа":

Рене Декарт, Джон Локк, Джордж Беркли,
Дэвид Юм, Томас Рид, Иммануил Кант,
Джамбаттиста Вико, Иоганн Гердер

Основателем «Донаучной школы психологии», или, как её ещё принято называть, «Философской психологии» по праву считается Рене Декарт (1596-1650), методология познавательного процесса и весьма плодотворные идеи которого относительно природы человеческого сознания дали жизнь всем основным философско-психологическим традициям XVII-XIX веков: «эмпиризму» (Джон Локк), «скептицизму» (Джордж Беркли, Дэвид Юм), «реализму» (Томас Рид), «идеализму» (Иммануил Кант), «историко-культурной традиции» (Джамбаттиста Вико, Иоганн Гердер)…
На первый взгляд может показаться, что учение Декарта имеет отношение именно и только к философии, а никак не к психологии. Но на самом деле, философия и психология тесным образом взаимосвязаны. Речь здесь, конечно, идёт о психологии фундаментальной, которая отличается от так называемой «прикладной» приблизительно настолько же, насколько знание закона всемирного тяготения отличается от рекомендации по использованию альпинистского снаряжения… И поэтому то или иное направление психологии может быть признано фундаментальной дисциплиной лишь только в том случае, если, помимо присутствия в ней прочих (естественнонаучных, медико-физиологических, информационистских…) компонент, она обладает ещё и глубоким философским наполнением... Ну а кроме того, говоря сегодня о различных течениях психологии, не следует забывать и о том, что само слово «Психология» означает ни что иное, как «Учение о душе» или «Наука о душе», и поэтому центральным предметом (категорией) изучения Психологии должна являться именно человеческая душа, исследованием которой как раз и занимался Рене Декарт.
В своём труде «Начала Философии» Декарт пишет: «Существование нашей души, или сознания, я принял за первое начало, из которого вывел наиболее ясное следствие, именно, что существует Бог – творец всего находящегося в мире; а так как Он есть источник всех истин, то Он не создал нашего рассудка по природе таким, чтобы последний мог обманываться в суждениях о вещах, воспринятых им яснейшим и отчётливейшим образом. Таковы все мои начала, которыми я пользуюсь в отношении к нематериальным, то есть метафизическим вещам». [1]
Дуалистические идеи Декарта о «душе и теле», ставшие отражением достаточно новой для миропонимания учёных XVII века строгой дифференциации между физическими и психическими явлениями, нашли своё образное выражение в модели «картезианского театра»: «душа, сидит внутри тела, как в театральном зале, и смотрит на мир, как на театральную сцену, а между восприятием "хозяина тела" своего внутреннего "Я" и его знанием о внешнем мире простирается "пелена идей"»... Ну а поскольку душа, по Декарту, осуществляет полный контроль над телом, которое служит для души всего лишь неким «окном в материальный мир», то «спектакли картезианского театра» уже по определению носят характер «духовноориентированный». И это своё утверждение Декарт подкреплял сравнением физического тела человека с рефлекторно функционирующей «физиологической машиной», в то время как человеческую душу он мыслил совершенно отличной от телесной материи духовной субстанцией, постигать которую возможно лишь только с помощью «отражения сцены сознания» – интроспекции или самоанализа... При этом, Декарт прекрасно понимал ещё и то, что подобный «самоанализ» способен стать вполне адекватным лишь только при наличии некоего «вдохновения, данного Свыше»: «Может показаться удивительным, что великие мысли чаще встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов. Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от воображения. Зародыши знания имеются в нас наподобие огня в кремне. Философы культивируют их с помощью разума, поэты же разжигают их посредством воображения, так что они воспламеняются скорее».(Рене Декарт «Афоризмы»)
Конечно, Декарт находился у самых истоков последующего формирования многочисленных направлений и течений психологии, из которых наиболее близким и доктринально соответствующим концепту ТСК явилась Психология Сублимации [9], но, тем не менее, достаточно легко можно выявить вполне определённую связь положений концепта ТСК также и с гениальными прозрениями великого Картезия:
1. Декарт учил, что душа и тело взаимодействуют друг с другом посредством особого органа - верхнего мозгового придатка, известного в физиологии под названием «шишковидная железа» или «эпифиз». Именно этот орган, согласно Декарту, как раз и выполняет функции «экрана картезианского театра»... Но ведь аналогичная роль отводится эпифизу также и в концепте ТСК, ибо он служит здесь той «нейрокомпьютинговой антенной», которая обеспечивает связь головного мозга со внешними (экзопсихологическими) информационными потоками…
2. Для объяснения положений сугубо духовного (метафизического) порядка, Декарт использовал подходы вполне себе «научно-технологические», которые, конечно же, в предельно органичной форме свойственны и концепту ТСК. В полной мере созвучны методологии ТСК также и принципы функционирования его «картезианской схемы». [7]
3. Набожный католик Декарт, безоговорочно веруя в бессмертие человеческой души, приоритетные акценты в своих «психологических конструктах» неизменно ставил на аспектах метафизического порядка, которые он считал «корнями всей Философии». И абсолютно точно такие же приоритеты мы наблюдаем также и в концепте ТСК.
4. Декарт писал: «Некоторые идеи, и в том числе Идею Бога нельзя получить эмпирически, ибо подобные идеи являются врождёнными - ждущими момента своей активации... Под врождённостью идеи я понимаю лишь то, что у меня есть способность вызвать её...» [2] И вот, руководствуясь подобными «метафизическими директивами» гениального провидца Рене Декарта, свою «способность вызвать яснейшим и отчётливейшим образом воспринятую в качестве врождённой» идею существования базисного для ТСК объективного «Закона Совести» мы, согласно Декарту, также имеем полное право «активировать» даже и без каких-либо научно-эмпирических обоснований и подтверждений...
Собственно говоря, на интуитивном уровне люди так всегда и поступали, чему наглядным свидетельством может служить тот длинный список различных спиритуалистических (религиозных, эзотерических, оккультных, мистических и других «околокодировочных») учений, начало которому ещё пять тысяч лет тому назад положила «Египетская Книга Мёртвых»...
Но коль скоро ТСК претендует всё-таки называться доктриной научной, то в качестве «активационного момента» её идей нам следует рассматривать именно тот период в истории развития мировой психологии, когда эта архиважная дисциплина уже окончательно сформировалась и приобрела официальный статус полноценно функционирующего научного института...

02. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (П.С.)

Гейдельбергская и Лейпцигская Школы:

Вильгельм Максимилиан Вундт

Основателем психологии именно как академической научной дисциплины бесспорно является Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920), который поставил своей масштабной задачей и целью создать всеобъемлющую, законченную науку о сознании, одна часть которой, «физиологическая психология», должна была быть экспериментальной, занимающейся эмпирическим изучением тех аспектов сознания, которые наиболее близки ощущениям и рефлекторно-двигательным ответным реакциям, а другая, столь же значимая, «историко-культурологическая», – неэкспериментальным исследованием мышления и большинства прочих высших психических процессов через их выражение в языке, мифологии и культуре... [3]
Следует отметить, что причины разделения Вундтом психологической науки на «физиологическую» и «историко-культурологическую» восходят к дуалистическому («психофизическому») параллелизму Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716), который писал о том, что «разум и тело отделены друг от друга» и что «каждому психическому событию соответствует физическое, но второе не влияет на первое». Также это разделение находит своё обоснование и в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), который первый среди крупных философов обратил внимание на то, что главные мотивы и причины поведения человека относятся к атрибутике его моральной и социальной жизни, а не к его сугубо физическому существованию. Сам же Вильгельм Вундт говорил, что «физиологическая психология» проникает во «внешние укрепления разума», в то время как «историко-культурологическая», являясь методом интуитивного понимания, достигает более глубинных слоёв трансцендентального эго...
В контексте опирающейся на эмпиризм Джона Локка «физиологической психологии» Вундта, сознание - это «поле, населённое элементами, способными к формированию и восприятию идей» [4], а фокус этого поля всегда находится, по Вундту, именно там, где осуществляется апперцепция и где раздражители формируются в ясно видимые и различимые стимулы. При этом, Вундт считал апперцепцию отмеченной чувством психического усилия, и поэтому именно он, маститый профессор медицины Вундт, у которого учился также и выдающийся психиатр Эмиль Крепелин, первым высказал предположение о том, что больные шизофренией утрачивают апперцептивный контроль над мышлением, характерный для нормального сознания, и вместо этого прибегают к пассивным ассоциативным процессам, вследствие чего их мышление превращается в простую последовательность ассоциаций, не структурируясь в направляемое волевым актом чётко скоординированное действие. А уже в контексте своей «полевой теории сознания», Вундт предложил трёхмерную теорию чувств («приятное-неприятное», «высокая-низкая активация», «концентрированное-ослабленное внимание»), и до самой своей кончины упорно пытался установить физиологический базис каждого из этих измерений...
Что же касается «историко-культурологической» психологии Вундта, которую он назвал «Volkerpsychologie» (в буквальном переводе - «психология народов») [5], то в ней Вундт опирался уже не на эмпиризм Локка, а на идеализм Иммануила Канта, согласно которому сознание - это не пассивный «зеркальный отражатель внешнего мира», а действенный строитель реальности. Полагая вслед за Кантом, что разум, синтезируя объекты сознания, активно объединяет различные элементы опыта, Вундт отводил ассоциации лишь незначительную роль «гравитации Психической Вселенной»... Особое же внимание в своей «Volkerpsychologie» В. М. Вундт уделял психологическим аспектом языка, в связи с чем Вундта можно вполне справедливо признать основателем не только научной психологии, но и научной психолингвистики. Вундт выделял два аспекта языка: внешние феномены, состоящие из актуально продуцируемых или воспринимаемых вербальных посылов, и внутренние феномены - когнитивные процессы, лежащие в основе внешней последовательности слов. Именно эти внутренние феномены и образуют, по Вундту, «психическую форму речи»: продукция предложения начинается с целостной и единой в идейном отношении психической конфигурации («Gesamtorstellung»), которая составляет суть человеческой речи, и которую, в отличие от поверхностной внешней формы, другие люди (слушатели) как раз и запоминают…
Давайте теперь попробуем обозначить те параллели, которые существуют между психологическими концепциями Вундта и положениями ТСК:
1. Идеи Вундта относительно утраты при шизофрении апперцептивного контроля хорошо согласуются с положениями концепта ТСК, связанными с объяснением феномена «планового отключения» механизмов сущностного кодирования в случаях «социо-этической невменяемости».
2. «Трёхмерная теория чувств» Вундта замечательно «стыкуется» с понятием «троичная кодировка», и с тем, что: а) современный факторный анализ аффекта проводится в троичной системе, аналогичной системе Вундта; б) единицей белкового генетического кода человека является кодон (триплет), который состоит из 3-х последовательных нуклеотидов в молекуле ДНК… А уже всё это «запараллеливает» концепцию Вундта с геномно-гормональной системой троичного кодирования, описанной в концепте ТСК, при том, что во времена В.М.Вундта, который, как мы видели, пытался установить для своих идей субстративно-физиологический базис, ничего ещё не было известно ни о геноме, ни о гормонах, ни о нейронных сетях головного мозга, ни о таких «науко-технологоёмких теориях сознания», каковой, например, является Теория квантового нейрокомпьютинга Хамерофа-Пенроуза…
3. Являясь высокообразованным представителем высшей немецкой культурной элиты («Bildungburger»), и будучи при этом ориентированным на непреходящие духовно-этические ценности, Вильгельм Максимилиан Вундт, конечно же, не мог разделить околоматериалистических взглядов своего учителя, великого физиолога и врача Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца, и поэтому, закладывая основы научной психологии, он неуклонно следовал той концептуальной установке Ииммануила Канта, согласно которой наше трансцендентальное эго, находясь за пределами чувственного опыта, само накладывает универсальные категории понимания на наше восприятие, буквально строя тем самым ту Реальность, которую мы знаем. А ведь подобные взгляды на Реальность в полной мере созвучны тем современным естественнонаучным концепциям и гуманитарным идеям, которые как раз и легли в основу концепта ТСК.
4. Не до конца понятая и недооценённая современниками Вундта его «Volkerpsychologie» нашла благодатную почву в этикоорентированных положениях концепта ТСК. И произошло это именно потому, что «Volkerpsychologie» уже изначально привнесла в созданную Вундтом новую академическую науку «психология» важнейшие элементы и компетенции этикоцентрированной социологии… [6][8]
5. Психолингвистика Вундта, значительно доработанная и развитая во второй половине 20-го века Ноамом Хомски, служит хорошей базой для объяснения вербального фактора сущностного кодирования, который (наряду с гормональным, нейродинамическим и бихевиорально-экспрессивным) воздействует на процесс нейрокомпьютинговой обработки сущностной информации, осуществляемый посредством сознательно-интуитивного нейропроцессинга между функционально асимметричными полушариями головного мозга...

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989.
2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Пер. с лат., М.: Академический проект, 2011. 335 с., Серия «Философские технологии», 1500 экз., ISBN 978-5-8291-1327-8.
3. Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903.
4. Вундт В. Введение в психологию (Einführung in die Psychologie). — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. — ISBN 978-5-484-00794-3.
5. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
6. Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. — Изд.2. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с. — (Из наследия мировой философской мысли: этика). — ISBN 978-5-397-01567-7.
7. Энфи А. Философские аспекты Теории Сущностного Кодирования: инновационные стратегии в контексте междисциплинарных исследований // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций», Омск, 2014
8. Энфиаджян А. С. Концепция Теории Сущностного Кодирования и парадигма новой этической гносеологии // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Инновационно-технологическое развитие науки» (MNPK-158) / Агентство Международных Исследований, г. Стерлитамак, 2017, 238 с, сс. 141-144.
9. Энфи А. Семантика Психологии Сублимации: Арт-Гуманитарный аспект // Материалы Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни», Ростов-на-Дону, 2014 // Москва. «Кредо» – 2014 г – 284 с., сс. 161-163, ISBN 978-5-91375-062

Арам Энфи, Теория сущностного кодирования в свете основных психологических концепций. Часть I // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28104, 07.10.2022

Статья в формате «Word»

ЧАСТЬ II

| Часть 1| Часть 2| Часть 3| Часть 4| Часть 5| Часть 6| Часть 7| Часть 8| Часть 9-1,2|

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ЧАСТЬ I

01. Философская Психология
02. Психология Сознания

ЧАСТЬ II

03. Структурная Психология
04. Психология Акта

ЧАСТЬ III

05. Понимающая (Гуманитарная) Психология


ЧАСТЬ IV

06. Гештальт-Психология

ЧАСТЬ V

07. Психология Бессознательного

ЧАСТЬ VI

08. Психология Адаптации

ЧАСТЬ VII

09. Американская Психология до Эпохи Прагматизма
10. Прагматизм

ЧАСТЬ VIII

11. Европейская Функциональная Психология
12. Прогрессивизм и Инструментализм


ЧАСТЬ IX-1

13. Когнитивная Психология
14. Психолингвистика

ЧАСТЬ IX-2

15. Коннекционизм
16. Когнитивная Неврология

17. Социальная Психология

 

Список Использованной и
Рекомендуемой Литературы

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна










 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru