Статьи

Арам Энфи (Aram Enfi)

СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ
МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА

Доклад на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург,
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)




Полное музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка" (СЭМ) было раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ[1]
Если коротко, то СЭМ - это вид электронной по своей стилистической, инструментальной и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьезной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы, которая:
- в полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором, академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм - это великий переворот в сознании и технике композитора... эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум человечества...»;
- имеет своими главными и ключевыми средствами достижения всей разноплановой (идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики симфонизма именно специфические электронные и компьютерные технологии.
В серии статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских [2], психологических [3] и других важных мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального бытования СЭМ, был показан флагманский статус СЭМ как жанра, который будет отныне определять магистральный путь дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что, с точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость нормативного введения в систему профессионального образования методологически выверенный концепт преподавания новых специфических СЭМ-дисциплин.
Особенность же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки фактором, что имеющий в эстетике СЭМ ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый отход от классических схем музыкального развития, а именно: с приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание здесь переключается на создание с помощью трансформирующего воздействия электронных и компьютерных технологий новых, гораздо более сложных звуковых объектов и состояний, тематические и акустические компоненты которых должны быть органично слиты в нераздельном единстве.
И здесь уже необходимо отметить, что современная электронная и компьютерная техника способна настолько расширять и обогащать палитру звуковой материи, что это позволяет, например, создавать в области СЭМ такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию, а их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует обобщению слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни в одном из иных жанров и видов музыки.
Именно на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана её высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные возможности СЭМ, вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из области музыкальной философии и психологии как раз и определяют те важнейшие принципы создания СЭМ-композиций, на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология преподавания СЭМ-дисциплин в системе профессионального образования. [4]

Ну а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством, что в СЭМ происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и музыкального объекта, а сам тембр получает в СЭМ статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь от всего культурного и эмоционально-психологического контекста звукового пространства. Таким образом, выполняя свою исконную роль причинно-коренного (каузального) субстрата музыки, на основе которого потом уже создаются и оттачиваются все остальные музыкальные атрибуции (и в частности - звуковысотная парадигма), тембр в концепции СЭМ впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да, конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются в СЭМ энтелехийно производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А это означает, что в процессе создания СЭМ-композиции все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться («плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально уже отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то его фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера (тембрального материала), тонкая тканевая морфология которого различные структурные закономерности СЭМ-архитектоники этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй важный принцип создания СЭМ-произведений семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность» трактуется как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной архитектоники произведения, исходя из тех или иных морфологических (тембральных, фактурных) свойств изначально заданного сонорного материала. Данный принцип возрождает в СЭМ исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования, обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным параметрам.
Ну а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет в области СЭМ возможность не только органично добавлять новые партии (по правилу: каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный характер по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий же основной принцип СЭМ-творчества носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его глубинные метафизические основания, явленные через художника и воспринимаемые из «надсознательной сферы». Ну и, как известно, подлинное художественное творчество В. Соловьёв рассматривал в качестве одной из важнейших форм воплощения «Всемирной Идеи», призванной преображать наш мир с целью достижение в нём Космической Гармонии.
Теургическая концепция СЭМ строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате новейших научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ является важной составной частью СЭМ-преподавания, полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения с центральным и приоритетным местом в ней теургических форм искусства, что, безусловно, выведет на культурно-историческую арену и призовёт к инновационной творческой деятельности прогрессивно мыслящих музыкантов-концептуалистов новой формации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Энфи, А. Так что же это такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71

2. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011. - №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081

3. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая газета. - 20.05.2011. www.psy.su

4. Энфи, А. Век электронной музыки / Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58

>

Дополнительные материалы:

Aram Enfi

SYMPHO-ELECTRONIC MUSIC AS
A NEW TEACHER DISCIPLINE

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна










 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru