Статьи
АРАМ ЭНФИ

АРТ-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ

Арт-гуманитарные практики (АГП, англ. Art-humanitarian practice) — это гуманистически ориентированная культурно-просветительская и духовно развивающая творческая деятельность, в психотехнической методологии которой, помимо сугубо искусствоведческих, используются междисциплинарные наработки из области информационной эстетики и этической семиотики.
Идеологическую, эстетическую и научную концепцию Арт-гуманитарных практик разрабатывает и применяет на практике российский композитор, музыкальный теоретик, философ, психолог и культуролог Арам Энфи в контексте созданной им Школы духовного развития личности и в рамках функционирования руководимого им Арт-Гуманитарного Центра (Art-Humanitarian Center «Arthuman», Moscow).
Исследовательская и творческо-образовательная Арт-гуманитарная деятельность проводится «на стыке» различных видов искусства, естествознания, медицины, философии, психологии, социологии, теологии, эзотерики…, осуществляется, по преимуществу, с использованием высоких технологий, и оказывает при этом выражено благотворное воздействие на людей в плане надлежащей корректировки их этико-духовного развития… «Арт-гуманитарной» подобная деятельность называется именно потому, что она (уже по определению) имеет самое прямое и непосредственное отношение к искусству, как к интуитивно-провидческой форме познания Бытия и мистического постижения Сущего, и в первую очередь — к музыке, как универсальному трансформационному инструменту, способному тонко и эффективно воздействовать на духовное тело человека...
Основная и наиболее приоритетная задача арт-гуманитарных практик - помочь человеку осознать своё Высшее «Я» и достичь понимания глубинного смысла своего существования в целостном единстве всего во Вселенной.

Психотехническая методология арт-гуманитарных практик органичным образом выстраивается на научно-духовном концепте Психологии сублимации, базисной основой для разработки которой, в свою очередь, послужила Теория Сущностного Кодирования.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Эпиграфическими», то есть достаточно ясно и адекватно выражающими общие мировоззренческие установки и основные идеологические ориентиры всей многогранной деятельности Арт-Гуманитарного центра (АГЦ), могли бы стать следующие высказывания всемирно известных и признанных духовных учителей 20-го века:

«Европа не сможет выбраться из состояния тотального разрушения культуры, в которое она попала, если люди не решатся принять духовную науку. Сегодня человеческие души ещё могут быть пробуждены, но без принятия духовной науки они уже будут умирать»

Рудольф Штайнер, «История человечества и мировоззрения культурных народов

«Современная цивилизация вырвала человека из нормальных условий жизни. Вместо сбалансированного подъёма к высшей степени развития, она смогла продвинуть лишь отдельные стороны его существа в ущерб другим. Вследствие такой дисгармонии, некоторые присущие человеку способности полностью атрофировались, лишив его тем самым нормальных привилегий своего вида»

Георгий Иванович Гурджиев, «Вестник грядущего добра

«Распад и ослабление исцеляющих институтов Церкви продолжается угрожающими темпами, и утрата любого священного авторитета постепенно ведёт к религиозно-философской, равно как и социо-политической анархии… При этом руководящий принцип Духа заменяется не „Lumen natura“, как называл этот управляющий природный принцип Парацельс, а всеобщим введением индивидуума в различные политические общности»

Карл Густав Юнг, «Очерки о современных событиях

«Три великих дара посланы человечеству: познание единого духа вносит в бытие единство любви и религии, познание чуда искусства открывает врата в царство красоты, познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной мощи. И во имя озарения новой эры мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенных дара»

Николай Константинович Рерих, «Пути благословения: новая эра»

«Трудилась сила, обновлённая в искусстве, над грубым мировым сырьём, против масс инертности мира и серого фронта незнания, и тьмы материи, и провала жизни…»

Шри Ауробиндо Гхош, «Савитри»: Книга начал, Песнь третья

Ну а «лозунгом» АГЦ «Arthuman» мог бы стать следующий тезис:

«Посредством конвергенции и синтеза общечеловеческой духовной традиции, высокого искусства, передовой науки и современных технологий — к новой общечеловеческой духовности и эволюционной этике III — го тысячелетия!»

Насущная необходимость разработки и внедрения Арт-гуманитарных практик вызвана следующими причинами:
- Человечество оказалось на распутье: с одной стороны, объем его научных знаний достиг уже той критической массы, которая вполне может вызвать настоящую мировоззренческую революцию; с другой же стороны, для того, чтобы новые знания эти служили эволюционному прогрессу, а не регрессу, сегодня их необходимо кардинальным образом трансформировать, смело вводя в оборот научного дискурса такие «метафизические категории», как «совесть», «честь», «достоинство», «сострадание», «нравственность», «духовная культура», «одухотворяющая эстетика», «связь с Высшими мирами»…
- Скорейшее принятие человечеством адекватной сегодняшним реалиям Новой мировоззренческой парадигмы (НМП) должно произвести в сознании людей квантовый скачок, который один лишь только способен резко улучшить духовное и этическое состояние всей нашей цивилизации, структурируя в ней новые уровни созидательного порядка и целостности; в противном же случае, фактический приход новой эры, беспощадно обнажив всю глубину духовного, этического и общекультурного кризиса современного общества, неминуемо окажется для нашей Цивилизации началом конца — ее тотального духовно-нравственного банкротства и последующего инволюционного Коллапса..

Характерной чертой новой эпохи является именно то, что любые односторонние (теологические, эзотерические, философские, социологические, психологические, культурологические, искусствоведческие, естественнонаучные, экономические, технологические…) подходы, в аспекте определения вменяемо-адекватного (духовно ориентированного) вектора развития современного общества, сегодня уже оказываются контр-продуктивными, что неизбежно заводит человечество в глухой цивилизационный тупик и, соответственно — в топкое болото этической деградации, выбраться из которого современные люди смогут лишь только путем кардинального расширения своего мировоззренческого кругозора до масштабов, позволяющих им актуализировано осознавать свое истинное место и предназначение в общекосмическом эволюционном процессе.
А значит, по-настоящему реалистичной мы можем признать сегодня лишь такую метауниверсальную (глобально концептированную) мировоззренческую парадигму, точное научное свидетельство в которой гармонично сочетается с трансцендентальным аргументом веры, а личный опыт мистического переживания и творческого озарения укоренён в глубинах срединной духовной традиции и общемирового культурного наследия. Иными словами, НМП III Тысячелетия призвана органично синтезировать и конвергировать в своем лоне религию и естествознание, философию и мифологию, искусство и мистику: теология, эзотерика, наука, искусство и культура должны уже теперь, в контексте НМП, тесным образом взаимодействовать и «дружно шагать рука об руку».

СПЕЦИФИКА АРТ-ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Той базисной научно-духовной доктриной, на реализации фундаментальных (в том числе важнейших медико-психологических) положений и принципов которой строится психотехническая методология арт-гуманитарных практик, является Теория Сущностного Кодирования, имеющая свои корреляты в таких научных областях как информационная эстетика и этическая семиотика, которые, в свою очередь, ассимилируют знания, аккумулированные в основных мировых духовно-религиозных традициях.
Высший тип этики в контексте ТСК - эволюционная этика - наследует христианскую этику благодати, преображения и спасения, то есть этику творческого вознесения (сублимации) к «Образу и Подобию Божию». Ну а поскольку той главной силой, которая этот Образ способна надлежащим образом репрезентовать, является художественное воображение, то положения ТСК приобретают огромную значимость для построения музыковедческого базиса арт-гуманитарных практик.
В качестве же ключевого, и при этом эксклюзивного трансформационного инструмента арт-гуманитарных практик используется концептуальная симфо-электронная музыка.
Существует очень много различных аспектов арт-гуманитарной деятельности: этический, теологический, эзотерический, традиционалистский, философский, психологический, культурологический, искусствоведческий, эниологический, валеологический, технологический, естественнонаучный…
В частности, для понимания огромной значимости естественнонаучного аспекта арт-гуманитарного творчества, следует особо подчеркнуть тот крайне важный факт, что, поскольку о существовании тонкоматериального мира в наше просвещённое время уже открыто свидетельствует Её Величество Наука, то подобное (уникальное во всей истории человечества!) легально-легитимное «онаучнивание духовной сферы» (разумеется, в самом позитивном, а не вульгарно-профаническом смысле) должно адекватным образом коррелироваться со всеми теми методиками и практиками, с помощью которых надлежащее «кормление» современных людей новой духовностью осуществляться сегодня надлежащим образом лишь только и может. Ну а (как это видно уже из самого её названия) центральное место в арт-гуманитарной деятельности занимает Искусство в той его приоритетной ипостаси, в которой оно, по определению П. А. Флоренского, «есть особая форма переорганизации телесной реальности с целью придания ей статуса духовного бытия»…
Связана же эта основополагающая методологическая установка арт-гуманитарной деятельности с тем важным обстоятельством, что законы истинного художественного творчества по самой своей природе являются одновременно и законами духовного созидания, ибо, создавая произведение Искусства, художник выполняет внутреннюю работу возрождения, идентичную духовной работе, а в своих усилиях к самосовершенствованию духовный человек выполняет работу созидания, идентичную работе художника…
Из всего сказанного становится понятным, что главными «продуктами» арт-гуманитарной деятельности являются произведения Искусства, и что при этом само понятие «Искусство», в контексте арт-гуманитарной деятельности, трактуется очень широко: к Искусству здесь, помимо всех известных форм художественного творчества, причисляются также соответствующим образом «заточенные» и преподанные философские доктрины, различные духовноориентированные психологические практики, да и вообще всё то, что подпадает под ёмкое определение «Ars Magnum» (Искусство духовного делания)…
В плане адекватного формирования зарождающейся на наших глазах мировоззренческой парадигмы новой эпохи, арт-гуманитарная деятельность представляется сегодня наиболее актуальной и перспективной.
Обусловлена же это тем обстоятельством, что привычные для человеческого социума сферы проявления духовности — религия, философия, психология, эзотерика, искусство, культура, этика… — во-первых, лишены сегодня единого идеологического стержня, во-вторых, друг с другом конструктивно не взаимодействуют, и в-третьих, выявляют по отдельности при решении актуальных проблем духовного развития современного человека эффективность абсолютно недостаточную.
И подобная ущербность преодолевается сегодня в деятельности АГЦ, которая базируется на следующих «трёх китах»:

• Всестороннем глубоком изучении и многоуровневом обобщении логики развития общечеловеческой (или «Срединной») духовной традиции в её соотнесённости и взаимодействии с отдельными духовно-религиозными системами, этико-философскими и психологическими школами, традиционными культурами, различными направлениями искусства и т. д.
• Всеобъемлющем синтезе всех возможных «гуманитарных инструментов» благотворного воздействия на духовное развитие человека.
• Использовании для подобного воздействия наиболее прогрессивных высоких технологий как сугубо материального, так и духовного порядка.


Таким образом, АГЦ призван стать центром по разработке гуманистически ориентированных «духовных технологий». Учитывая же тот непреложный факт, что наступившая новая эпоха, беспощадно обнажив всю глубину духовного и культурного кризиса современной цивилизации, настоятельно призывает человечество навести у себя дома подобающий мировоззренческий порядок, мы вправе говорить об АГЦ и как об учреждении, призванном выполнять важнейшие «санационные» функции, связанные с привитием обществу ментальной гигиены и поддержанием в его среде благоприятной духовной экологии…
Ну и, конечно же, являясь по самой своей сути Проектом, ориентированным на деятельность сугубо творческую, АГЦ призван способствовать созданию, популяризации и реализации в социуме качественных «арт-гуманитарных продуктов», представляющих собой различные, но всегда предельно тонкие и точные, «трансформационные инструменты», способные с максимальной пользой и эффективностью воздействовать на гуманистически ориентированное духовное развитие людей новой эпохи…
При этом, здесь необходимо учитывать то чрезвычайно важное обстоятельство, что надлежащую эффективность и экзистенциальную актуализированность арт-гуманитарным практикам придаёт именно фактор использования в их структуре наиболее прогрессивных произведений искусства, созданных современными авторами. Дело в том, что, органичным образом «сгенерированные» насущными проблемами данной конкретной социокультурной среды со всем её экстримом, арт-гуманитарные практики оказываются «заточенными» под непосредственное решение тех крайне сложных и тонких духовно-психологических задач, которые возникают именно в современных социокультурных реалиях.

АГП И СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА

В разрабатываемых и проводимых им глубинно-сущностных арт-гуманитарных практиках, в том числе — психотерапевтической направленности, Арам Энфи успешно применяет авторские образцы своей симфо-электронной музыки.
Особая ценность СЭМ для проведения АГП связана с тем, что от начала и до конца студийный характер создания СЭМ-произведений даёт возможность их автору, работая без каких-либо посредников-интерпретаторов, выполнять одновременно роль композитора, мультиисполнителя, дирижера и звукорежиссёра своей музыки, что обеспечивает ему полную свободу интуитивного творчества и способствует достижению небывалого доселе в музыкальной культуре уровня идейной искренности, духовной интимности и психологической глубины.
В этой связи, именно СЭМ, особенно в сочетании с инновационными световыми и мультимедийными технологиями, способствующими визуальной концентрации и преображению звукового образа, приобретает в наши дни статус арт-гуманитарного творчества, призванного с максимальной полнотой и адекватностью проявлять Духовное Измерение Бытия, а значит и приоритетно выполнять функции наиболее тонкого и точного трансформационного инструмента глубинно-психологического воздействия.
При разработке ассоциированных с АГП искусствоведческих, культурологических и психолого-философских концепций, А. Энфи ввёл в практику научного дискурса адекватные современным музыковедческим реалиям определения «симфоническая музыка», «квазисимфоническая музыка», «класс орга́нов», «симфо-электронный орга́н», «тамброведение», «сонорный анализ», «сакральная акустика», «кодировочно-цифровая партитура», «кодировочно-цифровая эстетика», а также целый ряд новых психолого-философских понятий: «этические уровни», «эволюционная этика», «дремлющие эволюционные программы», «экзопсихологический контроль», «геномно-гормональная рецепция», «витальная информационная система», «сущностной код», «код духовного чина», «сущностная психонейроэндокринология», «сущностной нейроэндокринный статус», «сущностной R-Е нейропроцессинг», «матрицы сущностных стандартов», «детектор сущностных ошибок» и др.
При таком системно-синергетическом подходе глубинные основы музыкознания раскрываются в свете информационной эстетики и этической семиотики, а духовный концепт ТСК выступает здесь в качестве системного аттрактора Теории музыки.

ПРИМЕНЕНИЕ В АГП МУЗЫКАЛЬНО-ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для выяснения той истинной роли и глубинно онтологической миссии, которая в контексте современной культуры отводится музыкально-цифровым технологиям, ключевым является вопрос: «А имеют ли музыкально-цифровые технологии какую-либо ценность для культуры в аспекте сугубо духовном, и если имеют — то какую именно?»
Вопрос отнюдь не праздный, поскольку однозначно отрицательный ответ на него среди многих других дают в том числе и знаковые фигуры российской музыкальной науки, особо ратующие за освобождение музыкальной культуры от проявлений бездуховности.
Ну а в качестве иллюстративного подтверждения сказанного можно привести обличительную статью профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения В. В. Медушевского «Как не стать рабами информационных технологий».
В этой своей статье профессор Медушевский, который известен своим особо трепетным отношением к духовным аспектам музыки и тем, что его музыковедческие лекции напоминают религиозные проповеди, пишет: «что есть информация с духовной точки зрения? Она есть вид речи, принципиально отказавшейся от освящения славою красоты Божией… Она составляется, по апостолу, из смертоносных букв и не несет в себе духа жизни… Она не норма, а вывих души…. Мы тотчас начинаем ясно видеть все неправды, в том числе в музыкально-информационных технологиях….»
Единственное, с чем В. В. Медушевский связывает эти музыкально-информационные технологии — с гебефренической шизофренией и синдромом психического автоматизма Кандинского-Клерамбо…
Что это: беспощадный, но справедливый приговор светоносного пророка или зашоренная слепота ортодоксального догматика, в упор не замечающего того, что устройство и функционирование всего во Вселенной, включая организм человека со всей его психосферой, основано именно на этих самых информационных технологиях, и поэтому не способного увидеть в технологических достижениях человечества ничего, кроме «происков дьявола»?
Ответ на этот вопрос нам может дать древняя наука под названием философия музыки.
Как об этом говорилось в статье Теория Сущностного Кодирования, c древнейших времён и по сей день в качестве основного идеологического базиса для теории музыки, философии музыки, социологии музыки, музыкальной психологии, музыкальной эстетики и смежных дисциплин служили и продолжают служить следующие фундаментальные установки:
Музыка отображает на земле Божественную Гармонию Космоса.
Музыка способна оказывать не только глубокое эмоциональное и эстетическое воздействие, изменяющее внутреннее психологическое состояние человека, но и формировать его мировоззрение, идеологию и этические установки.
Музыка самым прямым и непосредственным образом связана с числом, числовой системой и сакральной математикой.
Все выдающиеся философы музыки всегда интуитивно чувствовали, что в музыкальных звуках каким-то образом заложена, а выражаясь современным языком — закодирована некая сущностная информация, которая как раз и позволяет музыке оказывать на людей чрезвычайно сильное этическое воздействие.
Эта информация онтологична и содержит в себе все необходимые атрибуты экзобиологического управления и экзопсихологического контроля, осуществляемого с помощью высоких эволюционных (в том числе — тонких биоинформационных) технологий, которые в определённой степени могут стать предметом научного изучения:

«Логически неизобразимое и идущее из Бездны Бытия-Небытия Качество делается в музыкальном произведении оформленным, получает различные логические определения и становится фактом, изучимым научно-психологически»

Алексей Фёдорович Лосев, «Очерк о Музыке»

Но до самого последнего времени сложнейшие эволюционные механизмы упомянутых процессов (экзобиологического управления и экзопсихологического контроля) для сугубо научных исследований оставались недоступными, и поэтому могли являться лишь только предметом дискурса теологического или эзотерического.
А уже серьёзное и адекватное научное объяснение глубинных механизмов протекания этих процессов стало возможным лишь только в последние три десятилетия — с появлением Теории Сущностного Кодирования, которая, в свою очередь, во многом опирается на революционные открытия конца 20-го века в области теоретической физики (Теория физического вакуума), молекулярной биологии (Лингвистико-волновая генетика), психонейроэндокринологии (Гипотеза ситуационных гормональных кодов) и других естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, достижения в области которых позволили проникнуть вглубь упомянутых процессов и нащупать их материальный (в данном случае физиологический) субстрат.
Все введённые в контексте разработанных им методик проведения АГП весьма ценные инструментальные понятия, позволяющие гносеологически вооружить методологический аппарат очень многих естественных и гуманитарных наук, А. Энфи использует сегодня также и в процессе инновационно-авторского преподавания таких дисциплин как как «Философия музыки», «Социология музыки», «Музыкальная психология», «Музыкальная эстетика» и т. д.
Такой всеобъемлюще-комплексный подход, где синергетически объединены «матема» и «поэма» творческого поиска и в полной мере реализован синтез самых различных атрибуций и компетенций (философских, социологических, психологических, культурологических, теологических, эзотерических, искусствоведческих, естественнонаучных, технологических…) глубинные основы музыкознания раскрываются в свете информационной эстетики, а духовный концепт ТСК, все прогностические установки которого подтверждаются результатами уникальных научных исследований в области этической семиотики, выступает уже здесь в качестве системного аттрактора всего комплекса дисциплин Теории музыки.
И вот, этот чрезвычайно важный и актуальный потенциал ТСК реализуется в настоящее время посредством Арт-гуманитарных практик, в контексте психотехнической методологии которых, при прочих равных условиях, наиболее эффективной оказываются сегодня музыка, созданная именно с помощью музыкально-цифровых технологий, что объясняется следующими причинами.
Точно также как аналоговая музыка может преобразовываться в цифровую (оцифровываться посредством двоичного кода, состоящего из цифр «0» и «1») с помощью Аналого-цифровых преобразователей (АЦП), информационная система организма человека обладает весьма «высокотехнологичным» биоинтерфейсом, способным преобразовывать поступающие в него через органы слуха звуковые (музыкальные) сигналы в соответствующую кодифицированную информацию.
Какую бы музыку человек не слушал (изначально аналоговую или изначально цифровую, то есть электронную) она всё равно преобразуется в его организме в цифровую и именно в таком закодированном виде воздействует на определённые сущностные элементы его психики, участвуя при этом (согласно ТСК) в формировании сущностных гормональных кодов.
Поэтому вопрос здесь только в том, какая музыка, при прочих равных художественных достоинствах, для АГП предпочтительнее — изначально аналоговая или изначально цифровая? Ну а преимущества изначально цифровой музыки перед изначально аналоговой следующие:
1. Любая оцифрованная музыка — это система цифровых кодов, которая в компьютерной распечатке представляет собой некую «кодировочную партитуру» данного музыкального произведения. Разумеется, речь здесь не идёт о некой способности прочитывать такую «кодировочную партитуру» музыкального произведения подобно обычной нотной, то есть визуально. Но дело в том, что профессиональная работа с цифровым звуком в области академической электронной музыки, которая в наибольшей степени соответствует определению А. Ф. Лосева «Жизнь Числа во Времени», формирует у композитора интуитивное восприятие «кодировочной гармонии», имеющей прямое отношение к той эстетике, которую Эдуард Ганслик метафорически называл «эстетикой чувства числа».
Ну а поскольку музыка электронная (компьютерная) создаётся с помощью цифровых технологий уже изначально, то «чувство числа» у серьёзных композиторов-электронщиков всегда бывает развито гораздо сильнее, нежели у музыкантов, работающих в области музыки традиционной, что при прочих равных условиях делает электронную музыку значительно более ценной именно в аспекте её сущностного воздействия.
2. Помимо характеристик сугубо технических современная цифровая электронная музыка имеет перед музыкой акустической преимущества и по многим другим параметрам: тембральным, фактурным, интонационным, динамическим, экспрессивным, нюансировочным…
Всё это даёт возможность получать также и гораздо более тонкие и точные параметры цифрового кодирования, что, в свою очередь, прямым образом отражается на богатстве и качестве кодировочной партитуры цифровой музыки, а значит и на её эффективности в плане сущностного воздействия.
Кроме того, в спорах о тех или иных преимуществах или недостатках музыки цифровой по сравнению с музыкой аналоговой упускается из виду самое важное обстоятельство: цифровая музыка, в отличие от аналоговой, предполагает осмысленную работу по конструированию, упорядочиванию и структурированию различных звуковых параметров, прежде всего связанных с созданием художественно ценных тембров, максимально очищенных от малоценного и даже вредного в музыкальном отношении «информационного шума».
Следствием этого, в частности, является тот факт, что основанная на разнообразных методах звукосинтеза «культура тембра», о которой писал академик Б. В. Асафьев стала в лоне цифровой музыки действительной культурой, коей она до этого не являлась. Ну а если учесть ещё, что тембр является для музыки её коренным субстратом, на основе которого только и могут создаваться и выстраиваться все остальные музыкальные атрибуции, преимущества цифровой музыки становятся очевидными.
Ну а те критерии и принципы, которые лежат в основе общепринятой классификационной (таксономической) системы музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, в век экспансии «дистанционной» медиакультуры превращают эту систему в практическом отношении малоактуальную и даже бесполезную, поскольку упомянутые критерии и принципы никак не учитывают наиболее важное для слухового восприятия коренное (сущностное) качество звучания музыкальных инструментов — их тембр. И в этой связи сегодня уже появилась необходимость создания новой музыковедческой дисциплины под названием «темброведение».
3. Каждая эпоха создаёт свой актуальный музыкальный инструментарий. И в этой связи выразительные средства и возможности цифровой музыки гораздо более адекватны реалиям современности, нежели выразительные средства музыки традиционной. Ценителям лучших образцов концептуальной электронной музыки, например, нет необходимости доказывать тот факт, что подобная музыка способна нести гораздо больший дивинационный потенциал «космического возвышения», нежели любая традиционная музыка, которая уже в силу своей материально-акустической природы так или иначе ассоциирована с чем-то земным и достаточно обыденным.
Этот очень важный фактор весьма заметно актуализирует все заложенные в цифровой музыке духовные потенции, что, в свою очередь, значительно увеличивает её эффективность в качестве инструмента сущностного воздействия. Конечно, главное здесь – «ранг» композитора, который коррелирует (по ТСК) с его духовным чином, но нет никаких сомнений в том, что если бы электронно-цифровую музыку писали сегодня гении уровня Баха, Моцарта и Бетховена, то сущностное воздействие такой музыки было бы намного сильнее воздействия любой традиционной.
Таким образом, музыкально-цифровые технологии не только не выхолащивают из музыки духовность (как думают некоторые зашоренные профессора-музыковеды), но напротив — одухотворяют её; технологии эти не только не отдаляют нас от Бога (как полагают недалёкие и малокомпетентные люди), а наоборот — приближают нас к Нему. И всё это подтверждается результатами уникальных исследований в области информационной эстетики и этической семиотики, которые проливают свет на глубинные основы музыкознания...

РАЗРАБОТКИ АРТ-ГУМАНИТАРНОГО ЦЕНТРА

Разрабатываемые в Арт-Гуманитарном Центре и постоянно здесь совершенствуемые уникальные арт-гуманитарные практики (АГП) уже много лет успешно используются в духовно развивающих целях.
Работа в этом направлении проводится также и в сугубо сетевом формате, то есть в интернет-режиме удалённого взаимодействия с пользователями АГП, независимо от их физического местопребывания.
С каждым человеком работа в этом направлении проводится строго индивидуально, поэтому всем желающим воспользоваться АГП предлагается написать на моё имя электронное письмо, в котором необходимо максимально полно и подробно изложить информацию о себе, а также о тех своих проблемах этико-духовного и медико-психологического характера, которые Вы планируете решать с помощью АГП.
Той базисной научно-духовной доктриной, на реализации фундаментальных (в том числе важнейших медико-психологических) положений и принципов которой строится психотехническая методология арт-гуманитарных практик, является Теория Сущностного Кодирования, имеющая свои корреляты в таких научных областях как информационная эстетика и этическая семиотика, которые, в свою очередь, ассимилируют знания, аккумулированные в основных мировых духовно-религиозных традициях.
Ну а центральным идеологическим стержнем ТСК явился внешне аксиоматичный, но глубинно подтверждённый многовековым опытом человечества наиболее общий и фундаментальный постулат всех традиционных религий и серьёзных эзотерических учений, согласно которому Мирозданием и людьми управляет Высший Закон (Тора, Дхарма, Дао, Ахкам…), о котором написано в Библии:


«В Законе Господа Воля Его…»


— Псалтырь, 1:2


«Вложу Закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу Его»


— Книга Пророка Иеремии, 31:33


«Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять...»

— Книга Пророка Иезекииля, 36:27

Универсальное действие этого Закона абсолютно объективно по отношению ко всем живым существам во Вселенной, включая каждого человека, совершенно независимо от его религиозных взглядов и прочих идеологических убеждений.
Разрабатываемые в Арт-Гуманитарном Центре и постоянно здесь совершенствуемые уникальные арт-гуманитарные практики (АГП) уже много лет успешно используются в духовно развивающих целях.
Работа в этом направлении проводится также и в сугубо сетевом формате, то есть в интернет-режиме удалённого взаимодействия с пользователями АГП, независимо от их физического местопребывания.
С каждым человеком работа в этом направлении проводится строго индивидуально, поэтому всем желающим воспользоваться АГП предлагается написать на моё имя электронное письмо, в котором необходимо максимально полно и подробно изложить информацию о себе, а также о тех своих проблемах этико-духовного и медико-психологического характера, которые Вы планируете решать с помощью АГП.
Той базисной научно-духовной доктриной, на реализации фундаментальных (в том числе важнейших медико-психологических) положений и принципов которой строится психотехническая методология арт-гуманитарных практик, является Теория Сущностного Кодирования, имеющая свои корреляты в таких научных областях как информационная эстетика и этическая семиотика, которые, в свою очередь, ассимилируют знания, аккумулированные в основных мировых духовно-религиозных традициях...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ
ПСИХОЛОГИИ СУБЛИМАЦИИ

«Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с её
кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами.
Но за ее пределами, однако, различим рассвет новой великой
идеациональной культуры, приветствующей новое поколение —
людей будущего... Рамки науки будущего – науки ноосферного
века – должны будут расшириться и включить в себя в той
или иной форме много отвергаемых и не общепринятых
ныне «подпольных», маргинальных, эзотерических
направлений, нередко пересекающихся с религиоз-
ными и идеалистическими доктринами...»

Питирим Александрович Сорокин

«Надежда придет в мир из России, не от коммунистов, не
от большевиков, а из свободной России! Пройдут годы,
прежде чем это случится, но именно религиозное
развитие России и даст миру Надежду...»

Эдгар Кейси, c. 1944, No. 3976-29

Как мы уже об этом говорили, основным инструментом реализации положений и принципов Психологии Сублимации явлются Арт-Гуманитарные Практики (АГП, англ. Art-humanitarian practice), представляющие собой гуманистически ориентированную культурно-просветительскую и духовно развивающую междисциплинарную творческую деятельность, в психотехнической методологии которой, помимо использования наработок сугубо искусствоведческих, ассимилируется весь комплекс тех вечных знаний, которые аккумулированы в основных мировых духовно-религиозных традициях.
Основная и наиболее приоритетная задача арт-гуманитарных практик— помочь человеку осознать своё Высшее «Я» и достичь понимания глубинного смысла своего существования в целостном единстве всего во Вселенной.
Таким образом, Арт-Гуманитарная деятельность разрабатывается и проводится «на стыке» различных видов искусства, естествознания, медицины, философии, психологии, социологии, теологии, эзотерики…, осуществляется, по преимуществу, с использованием высоких технологий, и оказывает при этом выражено благотворное воздействие на людей в плане надлежащей корректировки их этико-духовного развития… Ну а называется подобная деятельность «Арт-гуманитарной» именно потому, что она (уже по определению) имеет самое прямое и непосредственное отношение к Искусству, как интуитивно-провидческой форме познания Бытия и мистического постижения Сущего, и в первую очередь - к музыке, как универсальному трансформационному инструменту, способному самым прямым, непосредственным и тонким образом эффективно воздействовать на духовное тело человека…
Психотехническая методология Арт-Гуманитарных Практик органичным образом встроена в научно-духовный концепт Психологии Сублимации, базисной основой для разработки которой, в свою очередь, послужила Теория Сущностного Кодирования, имеющей свои корреляты в таких научных областях как информационная эстетика и этическая семиотика...
Далее, если говорить о сугубр идеологической сороне дела, то понятно, что любые уговоры и увещевания исполнять предписания Психологии Сублимации окажутся абсолютно бессильными и бесполезными. Не смог бы с помощью одних только увещеваний успешно проповедовать своё учение и сам Иисус Христос, к словам которого люди прислушивались потому лишь, что Мессия демонстрировал им явные чудеса. Ну а поскольку Евангелие новой эпохи является научно-духовным, то вместо демонстрации чудес нам, в первую очередь, следует доносить до людей те новые научно-духовные знания, которые способны убедить этих людей в том, что жизнь «по совести» – в их же собственных долговременных интересах, а жизнь «против совести» неизбежно приведёт их к беде и катастрофе. В качестве же не слишком корректного, но всё же достаточно иллюстративного примера в этом отношении можно привести практику борьбы с курением, когда на серьёзном научном уровне разъясняются все те последствия для здоровья и жизни человека, к которым приводит никотиновая зависимость. Обычно, на это возражают, что, мол, «несмотря на все предупреждения, курильщики всё равно будут продолжать курить», но, тем не менее, упрямая статистика показывает, что результаты антиникотиновой кампании оказываются вполне себе действенными, и это, в частности, отражается на снижении смертности от рака лёгких
Что же касается непосредственно задачи «приведения к совести», то последствия здесь отличаются гораздо большей поливариантностью – от соматических (в частности, та же онкология и многие другие серьёзные болезни), до душевных и духовных, в том числе – посмертных. Используя положения концепта ТСК, уже сегодня можно на глубоком научном уровне доказательно отмести заблуждения тех глупцов, которые уверены в том, что за их бессовестность, аморальность и подлость им «ничего не будет». Ой, ещё как будет, мало вам точно не покажется! А вот уже в безусловно верном выигрыше окажутся те благомыслящие люди, которые исполняют директивы своей совести беспрекословно и не раздумывая – сразу же, по первому её требованию!
В связи со всем вышеизложенным, возникает, конечно, вполне естественный вопрос: «А что для реализации потенциала своего бессмертия человеку нужно бы всё-таки сделать конкретно?»
Вообще-то говоря, сделать ему конкретно, достигнув при этом состояния полной «творческой самоактуализации» (по А.Маслоу) и войдя в авангард движителей земного эволюционного процесса, нужно бы ой как много чего - так много, что выполнить сие, по большому счёту, в обычных эволюционных условиях под силу лишь только натурам архигероическим – истинным пассионариям Совести, Святым и Гениям, ибо Реализация Потенциала Бессмертия означает ни что иное как Прорыв в Царствие Небесное, а, как известно из Библии, «НАИМЕНЬШИЙ в Царствие Небесном есть НАИБОЛЬШИЙ на Земле»...
Так, в последней книге Нового Завета - «Откровении Святого Иоанна Богослова» - ясно говорится о том, что Бессмертия заслужат лишь только 144000 избранников («запечатленных», «искуплённых от земли»):

7:4. «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи...»
14:1. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
14:2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
14:3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искуплённых от земли».

То есть, согласно Библии (хотя Церковь и предпочитает об этом лишний раз не упоминать), общее число спасённых на Земле людей за всё время послепотопного существования человечества к скончанию веков не превысит 144000 («Возвратитесь, дети - отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени...», Книга пророка Иеремии, 3:14)
А мы имеем все основания полагать, что «христианский лимит спасения» на сегодняшний день уже почти полностью исчерпан, и если человечество не воспримет в ближайшее время Новую Духовную Парадигму («Научное Евангелие Эпохи Водолея»), то наш «Эволюционный Прииск» (или «эволюционный посев») будет признан Высшими Силами абсолютно нерентабельным и на этом основании подлежащим ликвидации..
. Ну как в этой связи не вспомнить следующие слова одного из крупнейших духовидцев 20-го века:

«Сегодня человеческие души ещё могут быть пробуждены, но без принятия Духовной Науки они уже будут умирать». (Рудольф Штайнер, «История Человечества и Мировоззрения Культурных Народов»)

Эзотерическое христианство декларирует мученичество во имя Правды, Справедливости и Свободы. Но на такое мученичество, пример которого показал Иисус Христос и его апостолы, (за проповедь христианства их распинали, сжигали, живьём сдирали с них кожу…), способны лишь единицы, а поведение тех мусульман, которые с криком «Аллах акбар!» «погибают за веру», усматривая в этом гарантию того, что обретут место в исламском раю, сколько-нибудь адекватным не представляется сегодня… Но, к счастью, в крайне редкие Межэпохальные Периоды «Эволютивной Амнистии» (каковым периодом, безо всякого сомнения, является и теперешнее наше время) определённому контингенту ТОТАЛЬНО ИСКРЕННИХ И САМООТВЕРЖЕННО ЧЕСТНЫХ людей даётся ПРИОРИТЕТНОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ, надлежаще-добросовестное выполнение которого возможность вхождения в Авангард Движителей Земного Эволюционного Процесса (а значит и гарантированный прорыв в область Духовного Бессмертия) обеспечивает этим людям на фантастически льготных условиях - без обязательного предъявления ими Свидетельства установленного (биоинформационного) образца с кодом доступа, подтверждающим их Святость, или, на худой конец, Гениальность...
И задание это, конечно, всегда заключается в том, что соискателям Пробуждения предлагается принять осознанно-деятельное участие в определённом крайне важном на данный Межэпохальный Период Духовно-Идеологическом Проекте, реализация которого способна оставить в социуме очень глубокий эволютивный след, то бишь заметно продвинуть вперёд Эволюционное Развитие всей нашей уже слишком долго и опасно «пробуксовывающей» Цивилизации...Итак, ответ на вопрос: «Так что же всё-таки надо делать для того, чтобы достичь Духовного Бессмертия?» звучит следующим образом: Для этого необходимо:
1. Совершенствовать свою бессмертную основу с помощью соответствующих специализированных арт-гуманитарных практик;
2. Активно и как можно более широко распространять основанные на принципах ТСК и Психологии Сублимации новые прогрессивные научно-духовные знания о достижении Бессмертия. Вспомним при этом о том, что, если Христос, посылая своих апостолов исповедовать христианство, обрекал их на верную гибель (апостолов распинали, сжигали, живьём сдирали с них кожу…), то сейчас подобных жертв ни от кого уже не требуется. Не представляется для нас сегодня сколько-нибудь адекватным и поведение тех мусульман, которые с криком «Аллах акбар!» погибают за веру, усматривая в этом гарантию того, что обретут место в исламском раю...

Ну а одних только каких-либо церковно-ритуальных действий (в частности, описанных выше в связи с тропарём «Христос воскресе из мертвых…»), для спасения человеческих душ абсолютно не достаточно, и даже более того – сами по себе любые подобные действия представляются совершенно не обязательными и бесполезными...

ПСИХОЛОГИЯ СУБЛИМАЦИИ И ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ

«Человек должен верить в бессмертие, он имеет такое право, это соответствует его природе: если я непрестанно действую до конца своих земных дней, то мне обязательно будет предоставлена другая форма существования, поскольку предыдущая уже не может нести мою душу».

Иоганн Вольфганг Гёте

«Тот, кто при жизни умер для мира, т.е. получил дар восхищаться в миры иные, - тот вкусил бессмертия и, следовательно, умереть не может».

П. А. Флоренский, «К Суждению о Мистике»

«В физическом плане мы наряжены во фрак нашей бренной оболочки, жонглируем салонными безделушками коагулированной сфиры Malchuth, руководствуемся кодексом физических и физиологических законов и, если мы достаточно развиты, не упускаем из виду неизбежности наступления благодетельного часа Возвращения Домой, часа Смерти, так живописно символизированного атрибутами Мастерской Ложи Масонского Посвящения».

Г.О. Мёбес, «Курс Энциклопедии Оккультизма»

«Единственный смысл жизни человека – совершенствование своей бессмертной основы... Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели...»

Лев Николаевич Толстой

«Жизнь за гранью телесной формы человеческой личности несомненно существует в форме ли индивидуального бессмертия, как определенного синтеза нервно - психических процессов, проявившегося в данной личности, или в форме бессмертия более общего характера. Это должно быть предметом внимания науки, но это до позднейшего времени оставалось вне её поля зрения».

Академик В.М. Бехтерев, «Бессмертие Человеческой
Личности Как Научная Проблема»

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в Дух от Духа пожнёт жизнь вечную».

Послание Св. Апостола Павла к Галатам, 6:8

Все мы, конечно, слышали фразу, которую принято адресовать по преимуществу людям пожилым: «о своей душе вам уже надо думать». Также нам хорошо известно ставшее крылатым выражение на латыне «Memento mori» («Помни о смерти»). Великий философ Платон утверждал, что «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью». Будучи убеждёнными в том, что настоящие философы всю жизнь готовятся к смерти, Платон и его учитель Сократ считали боязнь смерти полнейшей нелепицей, ибо для истинного философа смерть – это высвобождение души из темницы тела, в которой она находится в период своей земной жизни. Таким образом, можно сказать, что истинный смысл существование человека – это прорыв к своему сущностному бессмертию, достигаемому, прежде всего, познанием, но никак не трепетной заботой о своём физическом здоровье.
Однако далеко не все люди понимают серьезность и важность подобных философских взглядов, изречений и наставлений, ибо в бессмертие души по-настоящему верит подавляющее меньшинство. Мне, например, известны даже такие случаи, когда человек, находясь в состоянии клинической смерти в палате реанимации, и испытав на себе околосмертный опыт с отделением души от тела, тем не менее в бессмертие души парадоксальным образом так и не поверил. И это при том, что данный факт подтверждается уже и экспериментальной наукой - медицинской и психологической танатологией, основанной на клинических исследованиях, которые длительное время проводили и добросовестно продолжают проводить такие известные танатологи как Раймонд Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Джесс Вейс, Р. Кастенбаум, М. Сабом, Я. Стивенсон, Х.Н. Бенерджи и многие другие специалисты по «околосмертным состояниям». Свидетельствуют об этом факте также и многочисленные регистрации феноменов «внетелесного опыта», изучением которых серьёзно занимались такие учёные как Ш. Лансле, К. Осис, Р. Крукалл, Целия Грин, О. Фокс, Ч.Т. Тарт, Х. Каррингтон, Л. Бокконе, К. Раудиве, С. Гроф и другие...
Люди, не верящие в бессмертие своей души, часто как бы успокаивают себя тем, что их жизнь, якобы, «продолжается в жизни потомков» – их детях, внуках, правнуках… Но подобный взгляд на проблему бессмертия, конечно же, является абсолютно иллюзорным, поскольку далеко не в полном и не в совершенном виде наследуются даже многие сугубо физиологические и психологические качества и характеристики организма человека, а уж души людей не наследуются и вовсе, ибо задача взращивания каждой отдельной души уже по определению решается в порядке строго индивидуальном...
Если проследить историю развития различных религий и проанализировать их глубинное содержание, то можно увидеть и понять, что главная цель всех традиционных религий и серьёзных духовных учений – убедить людей в возможности достижения Бессмертия.
В качестве же иллюстративного примера приведём центральный Пасхальный тропарь (сокр. «Христос воскресе из мертвых…»), который является главным торжественным песнопением Великого праздника Пасхи в Восточной Православной Церкви, включая Русскую Православную церковь, а также и в тех Восточных Католических Церквях, которые используют византийский обряд.
Тропарь «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в!» впервые исполняется в начале утрени во время пасхальной всенощной в конце крестного хода вокруг храма, перед закрытыми входными вратами которого все собираются. Тогда (в полночь) духовенство и верующие по очереди поют этот тропарь, который потом используется в качестве припева к отдельным стихам из псалмов 67 и 117 (по нумерации Септуагинты). Это (стандартное) пасхальное начало повторяется в течение всей Светлой седмицы (недели) в начале каждой утрени, вечерни, Литургии, молебна, крещения, отпевания, освящения (чего-либо). В оставшейся части Пасхального бдения поется по трижды после каждой песни канона, в конце пасхальных Стихиры на стихир на стиховне, после отпуста утрени, в начале и в конце всех Пасхальных часов. В начале Божественной Литургии он снова повторяется с теми же избранными стихами Псалмов, а затем: на малом входе, во время и после Причащения, и по отпусте Литургии. Так же поётся с припевами в начале вечерни, и по отпусте вечерни. Этот же порядок сохраняется в течение всей Светлой седмицы. После Фоминой недели (следующее воскресенье после Пасхи), Пасхальный тропарь, либо поётся, либо читается, три раза в начале всех общественных служб, частных треб и других молитв вместо обычного призывания Святого Духа «Царю Небесный…», перед учебными занятиями в православных учебных заведениях, перед приёмом пищи вместо «Отче наш…», вместо «Прииди́те, поклони́мся…» в начале каждого всенощного бдения, вместо «Ви́дехом Све́т И́стинный…» и после возгласа священника: «Сла́ва Тебе́ Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше сла́ва Тебе́!» в конце Литургии, а также на отпусте, в течение всего 39-дневного пасхального попразднства; то есть, вплоть до Вознесения Господня. В это же время Тропарь Пасхи поётся и на акафистах Воскресению Христову... К Тропарю «Христос воскресе из мертвых…» подобрано уже необозримое количество мелодий...
Так вот, в серии авторских статей по данной тематике показано, что Бессмертие в любом случае достигается посредством исполнения Закона Совести. Если, например рассмотреть авраамическую традицию, то вначале для достижения бессмертия требовалось исполнение Моисеева Закона и наставлений ветхозаветных пророков, то есть бессмертие могло быть достигнуто исключительно через следование их указаниям; затем пришло христианство, в котором Иисус и его апостолы утверждали, что бессмертие (царствие Божие) достигается только через веру в Христа; и, наконец, в исламе Мухаммад заявил о том, что к Аллаху можно попасть только посредством веры в его, Мухаммада, Пророчество… А ещё до всех этих авраамических пророков Спитама Заратустра утверждал, что к Ахура-Мазде можно прийти исключительно только через его, Зороастра, пророчество. Но никаких противоречий во всём этом нет, поскольку религиозные знания всегда даются людям, живущим в конкретное времени и в конкретной общественной среде.
И хотя научно-духовное «Евангелие от Естествознания» явилось миру лишь ко второй трети XX века, но тот приговор, который вынес вульгарному материализму основоположник квантовой физики Макс Планк, оказался жестоким: «Материи как таковой не существует! Она организуется благодаря силе, вызывающей вибрацию во всех элементах атома и сохраняющей целостность этой микроскопической солнечной системы! Мы должны чувствовать за ней наличие некоего Сознательного Разума, который и является Матрицей Всего Сущего!»
И вот, используя ту прогрессивную научно-духовную методологию, которую предоставляет ей ТСК, Психология Сублимация как раз и показывает путь целостно-гармоничного вхождения в эту Информационную Матрицу посредством наработки человеком надлежащих (этически обусловленных) сущностных кодов, что требует от него приложения значительных духовно-интеллектуальных усилий и высшей степени осознанности... Ну а одних только каких-либо церковно-ритуальных действий (в частности, описанных выше в связи с тропарём «Христос воскресе из мертвых…»), для спасения человеческих душ абсолютно не достаточно, и даже более того – сами по себе любые подобные действия представляются совершенно не обязательными... О том, что без неизбежной и во многих отношениях кардинальной трансмутации современной культуры в аспекте метанаучно адекватного осмысления ею дилеммы «жизнь/смерть» и проблемы «сознание/материя», поддерживать этические устои общества отныне уже возможным не представляется писал и выдающийся отечественный учёный Василий Васильевич Налимов (1910-1997)...
Итак, благодаря современным научным исследованиям, нам уже достоверно известно о том, что человек наделён так называемым «духовным телом» - некой тонкой и пока ещё недоступной адекватному пониманию учёных энергоинформационной субстанцией (академик Влаиль Петрович Казначеев определял её как «информационно-интеллектуальную» и связывал с «полевым видом жизни» клеток человека), которая в зачаточном состоянии даётся нам от рождения, и которую мы способны развить до степени формирования из неё полноценного носителя своего Сущностного (то есть Высшего Психического) «Я», что уже самым непосредственным образом связано с обеспечивающими сущностное бессмертие человека результатами прижизненного сущностного кодирования в информационной системе его организма...

Примечания

1. Энфи А.С. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic music as tools for deep psychotherapy in art-humanitarian practice // Психология и Психотехника. — 2014. - № 2. - С.167-172. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10893
2. А. Энфи, Семантика Психологии Сублимации: Арт-Гуманитарный аспект, доклад на Всероссийской психологическая конференция с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни», Ростов-на-Дону, 2014 // Москва. «Кредо» – 2014 г – 284 с. ISBN 978-5-91375-062-4 с. 161-163
3. Арам Энфи, Психология сублимации (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра - Москва, 2013 г.
4. Арам Энфи, Этика и эстетика: информационный концепт (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра — Москва, 2005 г.
5. Белкин А. И., Ракитов А. И. Гормоны в информационной структуре человека: концепция и гипотезы // Вопросы теоретической и практической психоэндокринологии, Сборник научных трудов МНИИ Психиатрии, стр. 5-21, Москва, 1989.
6. Энфи, А. Психология сублимации (монография). Публикация Арт-гуманитарного Центра - Москва, 2013 г.
7. Вышеславцев Б.П. Этика сублимации как преодоление морализма // Путь. 1930. №23
8. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // М.: Республика, 1994
9. Bondaremko V., Yevin I. Attractor network model of music tonality and controlling chaos in the brain, New York, 2006
10. Энфи А.С. Так что же это такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71
11. Энфи А.С. Симфо-электронная музыка: Генезис // «Проблемы музыкальной науки», 2013, № 1 (12) — с. 36-41
12. Энфи А.С., Симфо-электронная музыка - музыка Духа // Сетевая версия
13. Ronald N. Bracewell. The Fourier Transform and its Applications. McGraw-Hill Book Company, 1986.
14. Ганин И.П., Шишкин С.Л., Кочетова А.Г., Каплан А.Я. Интерфейс мозг-компьютер на волне P300: исследование эффекта номера стимулов в последовательности их предъявления //Физиология человека/Human Physiology, том 38, № 2, с. 5-13
15. Евин И.А. Музыка и мозг. Сб.: Языки науки – языки искусства. Москва, РХД, 2004
16. Энфи, А. Цифровые технологии как инструмент музыковедческих инноваций // «Музыка и электроника», № 3/2013 г., С. 5-6
17. Михайлов А. В. Эдуард Ганслик: К истокам его эстетики//Сов. музыка. 1990. N 3.
18. Энфи, А. Век электронной музыки / Звукорежиссёр // - 2003 - № 6. - С. 54-58

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна










 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru