Арам Энфи (Aram Enfi)
СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ
МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Доклад
на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)
Полное
музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка"
(СЭМ)
было раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ?»
[1]
Если
коротко, то СЭМ
- это вид электронной по своей стилистической, инструментальной
и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной
атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой
в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом,
серьезной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной
формы, которая:
-
в полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным
для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором,
академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного
замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального
развития, включающего противоборство и качественное преобразование
тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность
музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и
не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно
созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе
звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм
- это великий переворот в сознании и технике композитора...
эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум
человечества...»;
-
имеет своими главными и ключевыми средствами достижения всей
разноплановой (идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики
симфонизма именно специфические электронные и компьютерные
технологии.
В
серии статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских
[2], психологических [3]
и других важных мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального
бытования СЭМ,
был показан флагманский статус СЭМ
как жанра, который будет отныне определять магистральный путь
дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что,
с точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость
нормативного введения в систему профессионального образования
методологически выверенный концепт преподавания новых специфических
СЭМ-дисциплин.
Особенность
же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую
очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки
фактором, что имеющий в эстетике СЭМ
ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый
отход от классических схем музыкального развития, а именно:
с приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание
здесь переключается на создание с помощью трансформирующего
воздействия электронных и компьютерных технологий новых, гораздо
более сложных звуковых объектов и состояний, тематические
и акустические компоненты которых должны быть органично слиты
в нераздельном единстве.
И
здесь уже необходимо отметить, что современная электронная
и компьютерная техника способна настолько расширять и обогащать
палитру звуковой материи, что это позволяет, например, создавать
в области СЭМ
такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности
сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию,
а их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует
обобщению слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений
тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни
в одном из иных жанров и видов музыки.
Именно
на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ
различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана
её высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого
и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные
возможности СЭМ,
вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной
электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования
новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний
и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из
области музыкальной философии и психологии как раз и определяют
те важнейшие принципы создания СЭМ-композиций,
на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология
преподавания СЭМ-дисциплин
в системе профессионального образования. [4]
Ну
а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством,
что в СЭМ
происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и
музыкального объекта, а сам тембр получает в СЭМ
статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь
от всего культурного и эмоционально-психологического контекста
звукового пространства. Таким образом, выполняя свою исконную
роль причинно-коренного (каузального) субстрата музыки, на
основе которого потом уже создаются и оттачиваются все остальные
музыкальные атрибуции (и в частности - звуковысотная парадигма),
тембр в концепции СЭМ
впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да,
конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных
средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции
ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются
в СЭМ
энтелехийно производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А
это означает, что в процессе создания СЭМ-композиции
все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться
(«плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально
уже отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то
его фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера
(тембрального материала), тонкая тканевая морфология которого
различные структурные закономерности СЭМ-архитектоники
этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй
важный принцип создания СЭМ-произведений
семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая
импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность
на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность»
трактуется как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной
архитектоники произведения, исходя из тех или иных морфологических
(тембральных, фактурных) свойств изначально заданного сонорного
материала. Данный принцип возрождает в СЭМ
исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования,
обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций
с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным
параметрам.
Ну
а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет
в области СЭМ
возможность не только органично добавлять новые партии (по
правилу: каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный
характер по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий
же основной принцип СЭМ-творчества
носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение
о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской
символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя
Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его
глубинные метафизические основания, явленные через художника
и воспринимаемые из «надсознательной сферы». Ну и, как известно,
подлинное художественное творчество В. Соловьёв рассматривал
в качестве одной из важнейших форм воплощения «Всемирной Идеи»,
призванной преображать наш мир с целью достижение в нём Космической
Гармонии.
Теургическая
концепция СЭМ
строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате
новейших научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ
является важной составной частью СЭМ-преподавания,
полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход
на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма
целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения
с центральным и приоритетным местом в ней теургических форм
искусства, что, безусловно, выведет на культурно-историческую
арену и призовёт к инновационной творческой деятельности прогрессивно
мыслящих музыкантов-концептуалистов новой формации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Энфи, А. Так что же это
такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи
// Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71
2. Энфи, А. Симфо-электронная
музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011.
- №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081
3. Энфи, А. Симфо-электронная
музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая
газета. - 20.05.2011. www.psy.su
4. Энфи, А. Век электронной
музыки / Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58
НЕКОТОРЫЕ
ДРУГИЕ АВТОРСКИЕ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ "СЭМ":
А.
Энфи. Симфо-электронная
музыка - музыка Духа.
А.
Энфи. Симфо-электронная
музыка - музыка Знатного рода.
А.
Энфи. Симфо-электронная
музыка как инструмент глубинно-сущностной психотерапии в арт-гуманитарных
практиках.
А.
Энфи. От музыки
Электроакустической к Симфо-электронной.
А.
Энфи. Симфо-электронная
музыка: Генезис (монографическое исследование).
А.
Энфи. Симфо-электронная
музыка: Принципы

ОФИЦИАЛЬНО
УТВЕРЖДЁННЫЙ КУРС
(УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ)
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКИЙ
«ИНСТИТУТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
ПРОГРАММА МОДУЛЯ / ДИСЦИПЛИНЫ
Симфоэлектронная
музыка
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
Санкт-Петербург
2011
ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЬ):
Название: Симфоэлектронная
музыка
Семестр: 5
Всего часов на теоретическое
обучение: 34
Аудиторная нагрузка:
22 часа
Самостоятельная работа:
12 часов
Лекции: 8
Практические занятия:
14
Форма итоговой аттестации:
зачёт
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ:
1. История
и теория СЭМ (часы: 2, 2, 4):
- культурологический
анализ важнейших исторических, технологических и других предпосылок
возникновения СЭМ-жанра;
- фиксация этапных
периодов развития и кристаллизации эстетической концепции СЭМ-жанра
в процессе его полноценного идейно-творческого становления;
- полная, законченная
и корректная музыковедческая формулировка определения СЭМ-жанра;
- искусствоведческая
классификация различных художественных атрибуций и психолого-философских
спецификаций СЭМ-жанра;
- раскрытие основных
принципов создания СЭМ-произведений с точки зрения философии музыки,
социологии музыки, музыкальной психологии и музыкальной эстетики.
2. Сонорный
анализ и синтез СЭМ-произведений (часы: 1, 3, 4, 8):
- сонорно-морфологическая
структуризация электронных тембров в аспекте их формообразующих
атрибуций и потенций (СЭМ-темброведение);
- эмотивная фиксация
и морфологическая систематизация различных нюансов психологического
восприятия СЭМ-произведений (СЭМ-психоакустика);
- фактурное,
динамическое и пространственное совмещение созданных в СЭМ-стилистике
разнородных сонорных пластов с применением различных звуковых
обработок (СЭМ-звукорежиссура).
3. СЭМ
– инструментовка (часы: 2, 5, 2, 9):
- использование
всего арсенала аппаратных и программных средств современной звуковой
и музыкальной электроники для достижения специфичной колористичности,
психологической глубины и художественной выразительности звучания
СЭМ-произведений.
4. СЭМ
– композиция (часы: 2, 5, 3, 10):
- практическая
реализация основных эстетических принципов создания СЭМ-композиций:
приоритет тембра; интуитивно-медиумическая импровизационность;
ноэматическая теургичность.
- использование
при создании СЭМ-произведений всех технических возможностей современной
звуковой и музыкальной электроники.
5. Психолого-философская
СЭМ-концепция:
- применение
информационных подходов в области этической семиотики и методологических
инноваций в области информационной эстетики для контекстного выявления
реперно-катализационных СЭМ-атрибуций и потенций;
- разработка
на основе прогрессивных онтологических, гносеологических, семиотических
и других психолого-философских установок идеологического СЭМ-концепта,
способствующего реализации глубинных возможностей СЭМ как эстетически
наиболее адекватного способа музыкально-художественной репрезентации
системных идей новой мировоззренческой парадигмы и как тончайшего
(а также точнейшего) инструмента благотворной трансформации человеческого
сознания.
6. Мультимедийная
концепция:
- использование
при создании СЭМ-композиций различных мультимедийных технологий,
эффективно способствующих визуальной концентрации (обогащению
и одухотворению) звуковых СЭМ-образов, а также общей активации
формируемой в идейном контексте СЭМ аудиовизуальной среды.
СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ:
(см. "Примерная
тематика курсовых проектов")
ИНТЕРАКТИВНО-ДИСТАНЦИОННЫЕ
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ (В СООТВЕТСТВИИ
С НОВЕЙШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА):
1. Ведение сетевых
обучающих оnline-практикумов (в том числе - по приобретению навыков
эффективного использования профильных ресурсов глобальной сети
Internet), online-семинаров, мастер-классов, дискуссий, коллоквиумов,
собеседований, диспутов и т.д.
2. Оперативное
обеспечение сонорно-композиционной корректировки: постоянный файловый
обмен в сети Internet различным музыкальным контентом в форматах
MIDI, WAV, AKAI, GIG, MP3, AUDIO и др.
3. Организация
коллективного творческого процесса в учебных группах по каждой
спец. дисциплине с применением синергетически ориентированного
«мозгового штурма» и оппонентного соавторства.
3. Активное использование
электронных образовательные ресурсы (ЭОР): авторский музыкальный
сайт, музыкально-загрузочные страницы и учебный форум преподавателя.
СОДЕРЖАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Выявление морфологически
интересных и спектрально богатых сонорных объектов, комплексов,
структур и состояний, обладающих значительным формообразующим
потенциалом; создание на основе перспективных сонорных реперов
композиционных СЭМ- заготовок.
2. Свободно-импровизационное
структурирование СЭМ-архитектоники
3. Разработка
психолого-философского СЭМ-концепта с использованием глубинно-семиотического
аппарата современных научно-духовных доктрин.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ:
1. Сонорный репер
(тембральная матрица)
2. Импровизационная СЭМ-архитектоника
3. Симфоэлектронная форма
4. Симфоэлектронная инструментовка
5. Психолого-философский СЭМ-концепт, использующий глубинно-семиотический
аппарат новейших научно-духовных знаний.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература:
- избранные главы
из музыковедческих работ П.Шеффера, К.Штокхаузена, Ц. Когоутека,
П.Булеза, Б. Асафьева, Ю.Холопова, а также авторские музыковедческие
труды преподавателя дисциплины (А.Энфи);
- избранные главы
из работ по музыкальной философии и психологии А.Ф.Лосева, а также
авторские труды по указанной тематике преподавателя дисциплины
(А.Энфи).
б) дополнительная
литература:
Бернштейн Н.А.,
Мир звуков как объект восприятия и мысли.
Бонфельд М.Ш., Музыка как речь и как мышление.
Выготский Л.С., Психология искусства.
Гройсман А.Л., Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний.
Курт Э., Музыкальная психология.
Леви В., Музыка и мозг.
Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным
электроэнцефалографических и психологических показаний.
Тарасов Г.С., Проблемы музыкального мышления и восприятия.
Тудоровский А.А., О гипотезе магического происхождения искусства.
Якобсон П.М., Психология художественного восприятия.
в) электронные
образовательные ресурсы (ЭОР): Авторский музыкальный сайт и учебный
форум преподавателя (А.Энфи).
г) программное
обеспечение: последние версии различных музыкальных и звуковых
редакторов ведущих производителей; обширная библиотека сэмплерных
звуков.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
- профессиональная
MIDI-клавиатура (полнооктавная, динамическая, желательно с молоточковой
системой) и/или профессиональная музыкальная рабочая станция;
- компьютер высокой
производительности, оснащённый последними версиями различных музыкальных
и звуковых редакторов (в качестве базовой музыкальной программы
для занятий на сегодняшний день рекомендуется использовать виртуальную
студию "Cakewalk SONAR X1 Producer");
- обширная библиотека
сэмплерных звуков;
- надёжное подключение
к скоростной (широкополосной) интернет-линии.
ВАРИАНТЫ
ТЕСТОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
1. Вариант теста
по истории СЭМ: назвать и искусствоведчески проанализировать некоторые
музыкальные произведения, являющиеся этапными в процессе полноценного
становлении жанра СЭМ.
2. Вариант теста
по теории СЭМ: перечислить основные принципы, на основе которых
выстраивается концепция СЭМ-произведений.
3. Вариант теста
по СЭМ-темброведению: подобрать сонорный репер, на основе которого
может быть создана перспективная СЭМ-заготовка. Дать этому реперу
надлежащую классификационно-морфологическую характеристику.
4. Вариант теста
по СЭМ-психоакустике: эмотивно зафиксировать и отметить различные
нюансы психологического восприятия некоторых сонорных объектов,
используемых в конкретном СЭМ-произведении, предложенном для данного
психоакустического анализа.
5. Вариант теста
по СЭМ-звукорежиссуре: выстроить и затем, используя различные
звуковые обработки, совместить несколько заданных сонорных пластов
предложенной СЭМ-заготовки; осуществить их динамико-пространственное
сведение в итоговую фонограмму.
6. Вариант теста
по СЭМ-инструментовке: добавить к имеющейся СЭМ-заготовке (с использованием
вариабельно-секвенсорных технологий или на аудио-фонограмме) новый
сонорный пласт, органично вписывающийся в создаваемую СЭМ-композицию.
7. Вариант теста
по СЭМ-форме: на основе предложенного сонорного репера, обладающего
перспективными потенциями формообразования, в свободно-импровизационном
режиме создать перспективную заготовку СЭМ-произведения.
8. Вариант теста
по психолого-философской СЭМ-концепции: изложить некоторые наиболее
важные и актуальные положения современных психолого-философских
(научно-духовных) доктрин в аспекте их плодотворного использования
в качестве ценнейшего идеологического наполнения СЭМ-творчества.
Итоговая
аттестация осуществляется в форме зачёта, при этом проводится
оценка компетенций, сформированных по дисциплине (модулю).
В ходе текущей аттестации
оценивается качество освоения содержания конкретных разделов.
Для этого используются:
• тестирование
(теоретических знаний по пройденным темам)
• рейтинговая оценка по 100-балльной шкале (определяется как сумма
баллов по итогам освоения каждого учебного модуля, в том числе
за самостоятельную работу, выполнение рефератов, семинарские доклады
и сообщения).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ:
P.S. Определительный термин
"Симфо-электронная музыка" допустимо писать слитно, без дефиса:
"Симфоэлектронная музыка".



Copyright
® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка http://aramenfi.ru
обязательна |