СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

| Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Форум |




ВНИМАНИЕ!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЁМ СТУДЕНТОВ НА ПРОФ. ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С ПРЕПОДАВАНИЕМ
АВТОРСКОГО КУРСА «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» (СЭМ).
ВЫПУСКНИКАМ ВЫДАЁТСЯ ДИПЛОМ О ВЫСШЕМ ПРОФ.
ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА

Санкт-Петербургский институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (ИДПИГО) имеет государственную аккредитацию и является не только одним из немногих ВУЗ-ов России, осуществляющих подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в области электронного музыкального творчества (музыкантов-исполнителей, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссёров, преподавателей), но и единственным пока в своём роде учебным заведением, где, впервые во всей мировой музыкально-педагогической практике, введено преподавание инновационного учебного курса "Симфо-электронная музыка".

Форма обучения: очная (дневная), вечерняя и заочная.
Студентам дневной формы обучения предоставляется
положенная по закону отсрочка от службы в армии.

Арам Энфи

СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Доклад на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)

Полное музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка" (СЭМ) было раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ[1]
Если коротко, то СЭМ - это вид электронной по своей стилистической, инструментальной и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьезной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы, которая:
- в полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором, академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм - это великий переворот в сознании и технике композитора... эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум человечества...»;
- имеет своими главными и ключевыми средствами достижения всей разноплановой (идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики симфонизма именно специфические электронные и компьютерные технологии.
В серии статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских [2], психологических [3] и других важных мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального бытования СЭМ, был показан флагманский статус СЭМ как жанра, который будет отныне определять магистральный путь дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что, с точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость нормативного введения в систему профессионального образования методологически выверенный концепт преподавания новых специфических СЭМ-дисциплин.
Особенность же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки фактором, что имеющий в эстетике СЭМ ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый отход от классических схем музыкального развития, а именно: с приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание здесь переключается на создание с помощью трансформирующего воздействия электронных и компьютерных технологий новых, гораздо более сложных звуковых объектов и состояний, тематические и акустические компоненты которых должны быть органично слиты в нераздельном единстве.
И здесь уже необходимо отметить, что современная электронная и компьютерная техника способна настолько расширять и обогащать палитру звуковой материи, что это позволяет, например, создавать в области СЭМ такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию, а их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует обобщению слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни в одном из иных жанров и видов музыки.
Именно на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана её высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные возможности СЭМ, вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из области музыкальной философии и психологии как раз и определяют те важнейшие принципы создания СЭМ-композиций, на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология преподавания СЭМ-дисциплин в системе профессионального образования. [4]
Ну а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством, что в СЭМ происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и музыкального объекта, а сам тембр получает в СЭМ статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь от всего культурного и эмоционально-психологического контекста звукового пространства. Таким образом, выполняя свою исконную роль причинно-коренного (каузального) субстрата музыки, на основе которого потом уже создаются и оттачиваются все остальные музыкальные атрибуции (и в частности - звуковысотная парадигма), тембр в концепции СЭМ впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да, конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются в СЭМ энтелехийно производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А это означает, что в процессе создания СЭМ-композиции все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться («плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально уже отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то его фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера (тембрального материала), тонкая тканевая морфология которого различные структурные закономерности СЭМ-архитектоники этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй важный принцип создания СЭМ-произведений семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность» трактуется как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной архитектоники произведения, исходя из тех или иных морфологических (тембральных, фактурных) свойств изначально заданного сонорного материала. Данный принцип возрождает в СЭМ исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования, обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным параметрам.
Ну а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет в области СЭМ возможность не только органично добавлять новые партии (по правилу: каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный характер по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий же основной принцип СЭМ-творчества носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его глубинные метафизические основания, явленные через художника и воспринимаемые из «надсознательной сферы». Ну и, как известно, подлинное художественное творчество В. Соловьёв рассматривал в качестве одной из важнейших форм воплощения «Всемирной Идеи», призванной преображать наш мир с целью достижение в нём Космической Гармонии.
Теургическая концепция СЭМ строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате новейших научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ является важной составной частью СЭМ-преподавания, полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения с центральным и приоритетным местом в ней теургических форм искусства, что, безусловно, выведет на культурно-историческую арену и призовёт к инновационной творческой деятельности прогрессивно мыслящих музыкантов-концептуалистов новой формации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Энфи, А. Так что же это такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71

2. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011. - №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081

3. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая газета. - 20.05.2011. www.psy.su

4. Энфи, А. Век электронной музыки / Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58

 

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АВТОРСКИЕ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ "СЭМ":

 

А. Энфи. Симфо-электронная музыка - музыка Духа.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка - музыка Знатного рода.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка как инструмент глубинно-сущностной психотерапии в арт-гуманитарных практиках.

А. Энфи. От музыки Электроакустической к Симфо-электронной.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка: Генезис (монографическое исследование).

А. Энфи. Симфо-электронная музыка: Принципы




ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЁННЫЙ КУРС
(УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКИЙ
«ИНСТИТУТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА МОДУЛЯ / ДИСЦИПЛИНЫ

Симфоэлектронная музыка

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

Санкт-Петербург
2011


ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЬ):


Название: Симфоэлектронная музыка

Семестр: 5

Всего часов на теоретическое обучение: 34

Аудиторная нагрузка: 22 часа

Самостоятельная работа: 12 часов

Лекции: 8

Практические занятия: 14

Форма итоговой аттестации: зачёт

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ:


1. История и теория СЭМ (часы: 2, 2, 4):

- культурологический анализ важнейших исторических, технологических и других предпосылок возникновения СЭМ-жанра;

- фиксация этапных периодов развития и кристаллизации эстетической концепции СЭМ-жанра в процессе его полноценного идейно-творческого становления;

- полная, законченная и корректная музыковедческая формулировка определения СЭМ-жанра;

- искусствоведческая классификация различных художественных атрибуций и психолого-философских спецификаций СЭМ-жанра;

- раскрытие основных принципов создания СЭМ-произведений с точки зрения философии музыки, социологии музыки, музыкальной психологии и музыкальной эстетики.

2. Сонорный анализ и синтез СЭМ-произведений (часы: 1, 3, 4, 8):

- сонорно-морфологическая структуризация электронных тембров в аспекте их формообразующих атрибуций и потенций (СЭМ-темброведение);

- эмотивная фиксация и морфологическая систематизация различных нюансов психологического восприятия СЭМ-произведений (СЭМ-психоакустика);

- фактурное, динамическое и пространственное совмещение созданных в СЭМ-стилистике разнородных сонорных пластов с применением различных звуковых обработок (СЭМ-звукорежиссура).

3. СЭМ – инструментовка (часы: 2, 5, 2, 9):

- использование всего арсенала аппаратных и программных средств современной звуковой и музыкальной электроники для достижения специфичной колористичности, психологической глубины и художественной выразительности звучания СЭМ-произведений.

4. СЭМ – композиция (часы: 2, 5, 3, 10):

- практическая реализация основных эстетических принципов создания СЭМ-композиций: приоритет тембра; интуитивно-медиумическая импровизационность; ноэматическая теургичность.

- использование при создании СЭМ-произведений всех технических возможностей современной звуковой и музыкальной электроники.

5. Психолого-философская СЭМ-концепция:

- применение информационных подходов в области этической семиотики и методологических инноваций в области информационной эстетики для контекстного выявления реперно-катализационных СЭМ-атрибуций и потенций;

- разработка на основе прогрессивных онтологических, гносеологических, семиотических и других психолого-философских установок идеологического СЭМ-концепта, способствующего реализации глубинных возможностей СЭМ как эстетически наиболее адекватного способа музыкально-художественной репрезентации системных идей новой мировоззренческой парадигмы и как тончайшего (а также точнейшего) инструмента благотворной трансформации человеческого сознания.

6. Мультимедийная концепция:

- использование при создании СЭМ-композиций различных мультимедийных технологий, эффективно способствующих визуальной концентрации (обогащению и одухотворению) звуковых СЭМ-образов, а также общей активации формируемой в идейном контексте СЭМ аудиовизуальной среды.


СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:


(см. "Примерная тематика курсовых проектов")

 

ИНТЕРАКТИВНО-ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ (В СООТВЕТСТВИИ
С НОВЕЙШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА):


1. Ведение сетевых обучающих оnline-практикумов (в том числе - по приобретению навыков эффективного использования профильных ресурсов глобальной сети Internet), online-семинаров, мастер-классов, дискуссий, коллоквиумов, собеседований, диспутов и т.д.

2. Оперативное обеспечение сонорно-композиционной корректировки: постоянный файловый обмен в сети Internet различным музыкальным контентом в форматах MIDI, WAV, AKAI, GIG, MP3, AUDIO и др.

3. Организация коллективного творческого процесса в учебных группах по каждой спец. дисциплине с применением синергетически ориентированного «мозгового штурма» и оппонентного соавторства.

3. Активное использование электронных образовательные ресурсы (ЭОР): авторский музыкальный сайт, музыкально-загрузочные страницы и учебный форум преподавателя.

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:


1. Выявление морфологически интересных и спектрально богатых сонорных объектов, комплексов, структур и состояний, обладающих значительным формообразующим потенциалом; создание на основе перспективных сонорных реперов композиционных СЭМ- заготовок.

2. Свободно-импровизационное структурирование СЭМ-архитектоники

3. Разработка психолого-философского СЭМ-концепта с использованием глубинно-семиотического аппарата современных научно-духовных доктрин.



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ:


1. Сонорный репер (тембральная матрица)
2. Импровизационная СЭМ-архитектоника
3. Симфоэлектронная форма
4. Симфоэлектронная инструментовка
5. Психолого-философский СЭМ-концепт, использующий глубинно-семиотический аппарат новейших научно-духовных знаний.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


а) основная литература:

- избранные главы из музыковедческих работ П.Шеффера, К.Штокхаузена, Ц. Когоутека, П.Булеза, Б. Асафьева, Ю.Холопова, а также авторские музыковедческие труды преподавателя дисциплины (А.Энфи);

- избранные главы из работ по музыкальной философии и психологии А.Ф.Лосева, а также авторские труды по указанной тематике преподавателя дисциплины (А.Энфи).

б) дополнительная литература:

Бернштейн Н.А., Мир звуков как объект восприятия и мысли.
Бонфельд М.Ш., Музыка как речь и как мышление.
Выготский Л.С., Психология искусства.
Гройсман А.Л., Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний.
Курт Э., Музыкальная психология.
Леви В., Музыка и мозг.
Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний.
Тарасов Г.С., Проблемы музыкального мышления и восприятия.
Тудоровский А.А., О гипотезе магического происхождения искусства.
Якобсон П.М., Психология художественного восприятия.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Авторский музыкальный сайт и учебный форум преподавателя (А.Энфи).

г) программное обеспечение: последние версии различных музыкальных и звуковых редакторов ведущих производителей; обширная библиотека сэмплерных звуков.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


- профессиональная MIDI-клавиатура (полнооктавная, динамическая, желательно с молоточковой системой) и/или профессиональная музыкальная рабочая станция;

- компьютер высокой производительности, оснащённый последними версиями различных музыкальных и звуковых редакторов (в качестве базовой музыкальной программы для занятий на сегодняшний день рекомендуется использовать виртуальную студию "Cakewalk SONAR X1 Producer");

- обширная библиотека сэмплерных звуков;

- надёжное подключение к скоростной (широкополосной) интернет-линии.

 

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:


1. Вариант теста по истории СЭМ: назвать и искусствоведчески проанализировать некоторые музыкальные произведения, являющиеся этапными в процессе полноценного становлении жанра СЭМ.

2. Вариант теста по теории СЭМ: перечислить основные принципы, на основе которых выстраивается концепция СЭМ-произведений.

3. Вариант теста по СЭМ-темброведению: подобрать сонорный репер, на основе которого может быть создана перспективная СЭМ-заготовка. Дать этому реперу надлежащую классификационно-морфологическую характеристику.

4. Вариант теста по СЭМ-психоакустике: эмотивно зафиксировать и отметить различные нюансы психологического восприятия некоторых сонорных объектов, используемых в конкретном СЭМ-произведении, предложенном для данного психоакустического анализа.

5. Вариант теста по СЭМ-звукорежиссуре: выстроить и затем, используя различные звуковые обработки, совместить несколько заданных сонорных пластов предложенной СЭМ-заготовки; осуществить их динамико-пространственное сведение в итоговую фонограмму.

6. Вариант теста по СЭМ-инструментовке: добавить к имеющейся СЭМ-заготовке (с использованием вариабельно-секвенсорных технологий или на аудио-фонограмме) новый сонорный пласт, органично вписывающийся в создаваемую СЭМ-композицию.

7. Вариант теста по СЭМ-форме: на основе предложенного сонорного репера, обладающего перспективными потенциями формообразования, в свободно-импровизационном режиме создать перспективную заготовку СЭМ-произведения.

8. Вариант теста по психолого-философской СЭМ-концепции: изложить некоторые наиболее важные и актуальные положения современных психолого-философских (научно-духовных) доктрин в аспекте их плодотворного использования в качестве ценнейшего идеологического наполнения СЭМ-творчества.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине (модулю). В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения содержания конкретных разделов. Для этого используются:

• тестирование (теоретических знаний по пройденным темам)
• рейтинговая оценка по 100-балльной шкале (определяется как сумма баллов по итогам освоения каждого учебного модуля, в том числе за самостоятельную работу, выполнение рефератов, семинарские доклады и сообщения).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

P.S. Определительный термин "Симфо-электронная музыка" допустимо писать слитно, без дефиса: "Симфоэлектронная музыка".



Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна













 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru LightRayWavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru