Арам Энфи
ТЕОРИЯ
СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
ЧАСТЬ
- VII
|
Часть 1|
Часть 2|
Часть 3|
Часть 4|
Часть 5|
Часть 6|
Часть 7|
Часть 8|
Часть 9|

09.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (П.А.)
Кембриджская
Школа:
Джеймс
Уорд, Фредерик Барлетт
Берлинская
Школа:
Герман
Эббингауз, Г.Э. Мюллер
  
    
   
  
Вообще, наиболее сильная и успешная школа функциональной психологии (в виде прагматизма, прогрессивизма, инструментализма и их различных форм и модификаций) сложилась, как известно, в США, и речь об этом пойдёт чуть ниже; но некоторые весьма значимые направления функциональной психологии существовали также и в континентальной Европе, но особенно, конечно, в Британии - на родине дарвиновской Теории Эволюции, которая, собственно говоря, всё это многообразие направлений Психологического Функционализма и породила...
Функционалистская теория разума
гласит: "Разум – это процесс, биологическая ценность которого
заключается в способности быть призванным, если организм сталкивается
с новой ситуацией".
Джеймс Уорд (1843-1925),
которого иногда называют "отцом современной британской психологии", писал: "Если подходить с функциональной точки зрения, то
весь организм представляет собой единое целое... психическая химия
является лишь пародией на растущую сложность физической жизни…
Не просто восприимчивость, а творческая, или избирательная
активность является сутью субъективной реальности".
Также, как это делал его великий современник, крупнейший американский психолог Уильям Джеймс у себя в США, Джеймс Уорд защищал от профанных "натуралистических атак" со стороны вульгарных дарвинистов психологию и религию в своей родной Британии.
Целиком
и полностью принимая Теорию Дарвина именно как "внешнюю функциональную
оболочку и методологию" для адекватного изучения эволюционных
процессов, а вовсе не для объяснения их онтологической причинности,
Джеймс Уорд писал: "С психологической точки зрения, единственной
функцией перцепции и мышления является руководство действиями
и подчинение волевым актам - для того, чтобы способствовать самосохранению
и улучшению".
В свою
очередь , продолжая и развивая в психологии " антиатомистическую
линию" Джеймса Уорда , другой кембриджский психолог, Фредерик
Барлетт (1887-1969), утверждал что и память человека
тоже представляет собой далеко не простое приобретение его головным
мозгом некой суммы дискретных битов информации, и что даже обычный
прозаический текст представляет собой вовсе не набор атомистических
идей, а воплощение чего-то гораздо большего, называемого Барлеттом
"schema" (схема).
Барлетт показал, что различные культуры
обладают различными "схемами" для организации своего
опыта и что, следовательно, истории одной культуры могут вносить
в память носителей другой культуры определённые "систематические
искажения"...
Но особо плодотворные и тщательные
исследования памяти, как "инструмента научения", проводил
в Германии немецкий психолог Герман Эббингауз
(1850-1909), прославившийся именно написанием своей книги под
названием "Память", которую, в качестве очень весомого
вклада в развитие всей мировой психологической науки, весьма высоко
оценили Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.
Основываясь
на результатах своих исследований в этой области, Эббингауз, в
частности, пришёл к тому замечательному выводу, что заучивание
даже совершенно бессмысленных фонетических структур и случайных
синтаксических последовательностей обнаруживает несомненный "функционалистский
склад человеческого мышления"...
ВЫВОД:
Избирательная активность человеческого мышления, о которой говорил
Джеймс Уорд, явно предполагает присутствие в сознании
людей "внутреннего контролёра", а "schema"
Фредерика Барлетта есть ни что иное как внешнее свидетельство
о глубинных процессах кодирования "сущностных параметров"
человека.
Как известно, последние крупные
работы Джеймса Уорда посвящены опровержению вульгарно-материалистических
поползновений на религию со стороны Томаса Гексли и всемерной
поддержке Христианства, а в этой связи излишне говорить о том,
что религиозность крупных учёных, тем более психологов-дарвинистов,
независимо от того, в какой именно внешне-традиционалистской форме
она проявляется, означает, по сути дела, лишь одно - их твёрдую
Веру в присутствие постоянного экзопсихологического контроля поведения
людей со стороны определённых Высших Сил, о которых нам хотя почти
ничего и неизвестно, но, тем не менее, бдительный контроль со
стороны которых мы ощущаем на себе постоянно...
Ну а коль скоро убеждённость в существовании
Высших Сил и в присутствии контроля с их стороны (в первую очередь, конечно, контроля этического) налицо, то нельзя не согласиться
с тем, что все прочие аспекты этого вопроса являются уже сугубо
"технологическими", а возможность их более-менее адекватного
осмысления напрямую зависит от уровня развития современного естествознания...
Что же касается исследований человеческой
памяти Германом Эббингаузом, то ценность его экспериментов заключается
в том, что они в очередной раз и очень наглядным образом продемонстрировали
тот факт, что весь аппарат человеческой психики уже изначально
"заточен" (или, если угодно "запрограммирован")
на обучение, развитие и самосовершенствование человека.
Кроме того, поскольку Эббингауз
попытался представить данные своих исследований в количественном
виде и применить к ним статистические методы, то его эксперименты
во многом послужили хорошим ориентиром для современной когнитивной
психологии. Ну а уже оригинальные методики и теории в этой области,
разработанные и предложенные последователем Германа Эббингауза
Г.Э. Мюллером, частично предвосхитили также и принципы кодификационной
переработки информации, лежащие в самой основе когнитивистики.
Вполне очевидным является также
и то важное обстоятельство, что тезисы Европейской Функциональной
Психологии прекрасно согласуются с теми научными данными, которые
предоставляют нам сегодня исследования в области волновой генетики
и психоэндокринологии, где на место "пародийной психической
химии" как раз таки пришла уже сегодня теория, которая в
полной мере наделят гормонально-информационную сферу человека,
выполняющую в процессе сущностного кодирования основополагающие
функции, "не просто восприимчивостью, а творческой
активностью", о чём достаточно подробно говорится
в следующих материалах:
КОММЕНТАРИИ
А.ЭНФИ К СТАТЬЕ ПРОФЕССОРА
А.И. БЕЛКИНА "ГОРМОНЫ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ"
(МЕДИЦИНСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ
ГИПОТЕЗЫ БИОИНФОРМАЦИОННОГО КОДИРОВАНИЯ
СУЩНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЧЕЛОВЕКА)
10.
АМЕРИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДО
"ЭПОХИ ПРАГМАТИЗМА" (Ф.П.)
Нравственно-Философская
Школа:
Томас Уфам, Бенджамин Франклин
Трансцендентализм:
Джонатан Эдвардс, Джордж Рипли, Ральф Уолдо
Эмерсон
  
    
   
  
Шотландская
"философия здравого смысла", которая уже изначально
была "основной идеологией" американского народа, оказалась
полностью совместимой с современным дарвинистским эволюционизмом.
Более того, идеология эта стала
ортодоксией Америки, поскольку нравственные установки Томаса Рида
(1710-1796) и его единомышленников прекрасно вписывались в доктрину
христианства, и особенно - в американизированные формы протестантизма...
Ну а сильнее всего доминирование
американского протестантизма проявилось, конечно, в христианстве
евангелического толка, поскольку эта форма религиозного сознания,
при своём очень малом теологическом содержании, ставит основные
акценты на спасении отдельных душ в эмоциональной трансформации
опыта, во время которой человек воспринимает волю Божью ясным,
прямым и непосредственным образом.
Являясь сторонниками своего рода
"нативизма", Томас Рид и его американские последователи
говорил о том, что Бог создал людей наделёнными такими психическими
способностями и возможностями, на которые люди могут полностью
полагаться, получая надлежащую информацию о внешнем мире и его
функционировании; из чего уже следовал вывод об ответственности
каждого человека за свой образ мысли и за свои конкретные поступки:
"Моя
Вера такова. Я верю в Единого Бога - Творца Вселенной, в
то, что он правит ею с помощью Провидения, что ему следует
поклоняться, что самое угодное служение ему - это
делать добро другим его детям, что душа человека
бессмертна и к ней отнесутся справедливо на том
свете, соответственно её поведению в этом".
Бенджамин
Франклин
Вот,
на подобных здоровых установках теоретиков "шотландского
нравственного чувства" вся "первичная" американская
психология, ставшая затем доминирующим авангардом всей мировой
психологической науки, к большому счастью для этой науки, и строилась:
"Психология
станет фундаментом для моральной науки...
Областью психологии явится демонстрация того, что
такое способности; а моральной философии - того,
как их следует использовать для достижения цели".
М.
Хопкинс
В
свою очередь, придавая очень большую роль человеческим эмоциям
как основе религиозного обращения, Джонатан Эдвардс создал, по
сути дела, американскую форму европейского рамантизма и идеализма
- "трансцендентализм", который представлял
собой мятеж против царящего вокруг сухого и удушающего пуританства.
Джордж Рипли, ведущий американский
трансценденталист, в "Письме, адресованном конгрегационалистской
церкви на улице Покупок", писал: "Мы верим в существование
того уровня истин, который лежит за пределами внешних чувств"...
Но, тем не менее, основной базой
для возникновения в США научной психологии явилась именно "философия
нравственного чувства", методологический подход которой открывал
"душу как эманацию Божественного, созданную по образу Божиему"...
В своей книге "Элементы Психической
Философии" Томас Уфам, называя нравственное чувство
"совестью", писал о том, что "совесть дарована
нам Богом для того, чтобы вызывать в нас эмоции одобрения
или неодобрения, когда нам случается видеть поступки других людей",
и что нравственный характер можно построить "посредством
ознакомления с эмоциями и страстями".
По Уфаму, истинный источник моральных
обязательств - это природные импульсы в сердце человека.
Аналогичной точки зрения, ставящей
Совесть превыше всех других "аргументов", и
в том числе превыше указаний иерархии мирской власти, придерживались
также и другие философы, писатели, поэты и духовные учителя Америки
- Томас Джефферсон, Гэнри Дэвид Торо, Ральф Уолдо Эмерсон:
"В
конечном счёте, священно лишь одно - неповторимость
твоего собственного Духовного Мира".
Ральф
Уолдо Эмерсон
Достаточно
интересным феноменом в истории мировой "донаучной" психологии
представляется также и американская френология.
Так, братья-френологи Орсон и Лоренцо
Фаулеры, искренне веря в то, что служат религии и нравственности,
побуждали клиентов открытого ими в Нью-Йорке френологического
офиса совершенствовать свои нравственные качества и декларировали
идею о том, что существование способности к почитанию демонстрирует
существование Бога, поскольку существование способности подразумевает
существование объекта...
ВЫВОД:
Трансценденталисты и законные американские наследники Шотландской
философии здравого смысла главной задачей своей психологии считали
"заботу о душе", и поэтому психология для них являлась
именно тем, чем она и должна являться уже по определению – Наукой
о Душе и Совести, а значит такой дисциплиной, которая должна заниматься
"истинами, лежащими за пределами внешних чувств" и которая
призвана поэтому рассматривать неизбежную процедуру кодирования
"сущностных параметров" человека как абсолютно органичную
и "легитимную", что с гениальной точностью выражено
в следующей фразе:
"Наука
нравственности пойдёт по верному пути усовершенствования,
так что уже не будет, как теперь, "человек человеку волк",
и
люди наконец узнают то, что они сейчас
неверно называют человеколюбием".
Бенджамин
Франклин
Воистину,
провидческие слова "Божьего Человека"!!!
И как тут не вспомнить знаменитую
фразу относительно "неверно названного и понятого человеколюбия",
которую в 20-м веке произнёс уже другой Провидец, Н.А. Бердяев:
"Гуманизм - это проблема и ересь!"

ЧАСТЬ VIII

|
Часть 1|
Часть 2|
Часть 3|
Часть 4|
Часть 5|
Часть 6|
Часть 7|
Часть 8|
Часть 9|
Список
Использованной и
Рекомендуемой Литературы
Copyright
® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка http://aramenfi.ru
обязательна |