Статьи

Арам Энфи

ТЕОРИЯ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ В СВЕТЕ
ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

ЧАСТЬ - VIII

| Часть 1| Часть 2| Часть 3| Часть 4| Часть 5| Часть 6| Часть 7| Часть 8| Часть 9|


11. ПРАГМАТИЗМ (П.А.)

Гарвардская Школа:

Чонси Райт, Чарльз Садерс Пирс, Уильям Джеймс




Прагматизм можно смело назвать "национальной психологией США".
Но в это утверждение необходимо сразу же внести полную ясность и определённость, подчеркнув тот важный момент, что понятие "Прагматизм" по отношению к американской психологии должно восприниматься без какого-либо "пренебрежительно-утилитаристского" оттенка.
Слово "Прагматизм" происходит от греческого корня "pragma" - "действие", "практика", а посему, применительно к американской психологии понятие "Прагматизм" означает ни что иное как "Психология Действия", "Психология, имеющая практическое значение"…

Чонси Райт (1830-1975) сформулировал первую теорию поведения по схеме "стимул-реакция" и высказал предположение о том, что убеждения людей подвержены эволюции в такой же степени, в какой подвержены ей биологические виды, а самопознание возникает тогда, когда связь между раздражителем и ответной реакцией становится осознанной...

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) обобщил работы Бостонского "Метафизического Клуба" и сформулировал основные Прагматические принципы Американской Психологии, которые частично восходят к философским установкам Иммануила Канта:

1. Истина не может быть неизменной.
2. Ценность убеждения - в его воздействии на течение жизни.
3. Основная функция мышления - порождение привычек действия.

Следуя этим своим прагматическим принципам, Пирс, будучи по образованию ещё и физиком, построил первый простой компьютер, опубликовал первую американскую работу в области экспериментальной психологии ("Психофизическое Исследование Цвета"), первым поставил основной вопрос современной когнитивистики ("может ли машина думать как человек?"), предвосхитил своими инновациями позитивистскую концепцию операционального определения...

Уильям Джеймс (1842-1910) является общепризнанным классиком как американской, так и всей мировой психологии. Его книги "Принципы Психологии" и "Прагматизм" заложили основы американской психологической науки и относятся к числу хрестоматийных.
Унаследовав интроспекционную методологию от немецкой экспериментальной "психологии сознания", У.Джеймс наделил сознание обширным "полем выбора": по Джеймсу, разум это не пассивная "tabula rasa" ("чистая доска") сенсуалистов, а настойчивый и активный "борец за цели".
Прагматизм Джеймса предлагал не находить истины, а "изготавливать" их. Согласно Джеймсу, если, например, идея свободной воли и её непосредственное следствие - нравственная ответственность - заставляет людей прожить лучшую, более наполненную и счастливую жизнь, чем если бы они верили в теорию автоматов, то свободная воля будет Истиной; или, точнее, она будет "сделана Истиной" в жизни тех людей, которые эту идею разделяют.
Таким образом, истинными Джеймс считал те идеи, которые способны вызывать в жизни людей реальные положительные изменения: "Идеи (которые есть ничто иное, как часть нашего опыта) становятся истинными в той мере, в какой они помогают нам добиться удовлетворительных отношений с остальными частями нашего опыта… Рационализм привязан к опыту, Эмпиризм привязан к внешним чувствам, но Прагматизм уже готов принять всё что угодно, последовать за логикой или чувствами и учесть самый смиренный и личный опыт… Мой Прагматизм примет к рассмотрению даже мистический опыт, если тот повлечёт за собой практические последствия" – говорил У.Джеймс, который, как известно, в своём стремлении "объективизация гипотез и концепций", погрузился к концу жизни в физические исследования, преследовавшие своей целью удивительную попытку использовать эмпирические научные средства для того, чтобы доказать религиозный постулат о существовании души...
Джеймс настолько верил в Волю, что создал свои собственные формы идеализма ("опыт есть вещество реальности") и панпсихизма ("всё в мире, даже камни, обладают сознанием"), в которых приоритетное значение отводилось "нравственно деятельной жизни"… Излишне в этой связи говорить и о том, что Уильям Джеймс считал Мораль превыше любых других доводов, и, как и Франц Брентано, исповедовал идею непогрешимости внутреннего восприятия - Объективной Совести ("Esse Est Sentiri" по Джеймсу). Так, делая выбор между "причинной" теорией внимания (основанной на морально-волевом акте) и "следственной" теорией внимания (по которой внимание есть следствие неподконтрольных нам когнитивных процессов), Джеймс отдал предпочтение причинной теории, поскольку она согласовывалась со свободой воли и нравственной ответственностью...
Согласно Джеймсу, ассоциация может зависеть от законов мозга, но наша воля способна с помощью расстановки акцентов или посредством подкрепления направить цепи ассоциаций на службу нашим интересам. И это направление – "всё, чего только может пожелать страстный защитник свободы воли", поскольку, направляя ассоциации, сознание направляет мышление и, следовательно, действие.
Психология Джеймса антидогматична по самой своей сути, поскольку она недвусмысленно отвергает атомизм ощущений и механистичность мышления: "В сознании нет ничего жёстко зафиксированного; оно течёт. "Река" или "Поток" – вот те метафоры, которые описывают сознание самым естественным образом".
Прагматизм Джеймса можно смело отнести к Психологии Адаптаций, поскольку Джеймс разработал психологию прагматизма как приспособление в вечноизменяющемся "Потоке Гераклита" и говорил, что сознание даёт распоряжение о выживании, посылая телу команды вести себя адаптивным образом.
Развивая адаптационную психологию Спенсера, Джеймс учил, что сознание возникает тогда, когда инстинкт и привычки не могут ответить на новый вызов. А это уже, разумеется предполагает наличие соответствующих ситуаций, которые человек создаёт осознанно…
Джеймс утверждал, что сознания не существует вне опыта. Чистый опыт-это тот материал, из которого сделан мир. Не будучи вещью, сознание является функцией, определённым видом взаимоотношений между кусочками чистого опыта. Джеймс утверждал, что сознание "увеличивает эффективность машины мозга", "утяжеляет игральные кости". А "утяжеление игральных костей оказывает постоянное давление, делающее действие мозга более ясным, что служит интересам владельца мозга"...
В тоже время, Уильям Джеймс отмечал то важное обстоятельство, что когда мы впервые научаемся какому-либо делу и только начинаем приобретать какой-либо навык, мы должны сознательно думать о том, что в каждый данный момент нужно делать; но как только мы становимся более опытными, сознание покидает наше задание и мы уже выполняем его автоматически, без размышлений.
В психологии эти идеи вызвали к жизни две новых концепции сознания: функционализм и бихевиоризм, хотя сама Психология Адаптаций от Спенсера до Джеймса оставалась ещё всё-таки наукой не о поведении, а о психической жизни.
Очень важной для нашего исследования представляется Теория Эмоций Джеймса-Ланге, которую независимо друг от друга сформулировали Уильям Джеймс и голландский физиолог Карл Ланге (1834-1900).
Согласно этой теории "эмоции представляют собой состояния тела".
Джеймс утверждал, что смело можно выдвинуть общий закон, согласно которому ни одна психическая модификация не происходит, если она не сопровождается в теле: любая психическая реакция проявляется сначала на соматическом уровне, и лишь затем осмысливается интеллектом, при том что содержание сознания определяется уже не только ощущениями, происходящими извне, но и кинестической обратной связью от двигательной активности тела....
Говоря о том, что телесное выражение следует сразу же за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение этих изменений, по мере их возникновения, и есть эмоция, Джеймс "поместил" эмоции не в головном мозге, а во внутренних органах. Он утверждал, что "самые важные телесные ощущения, которые и составляют эмоции, возникают во внутренних органах и тканях" ("наш желудок корчится от страха, "наше сердце бьётся от волнения", "наше горло сдавливается от обиды"...), и что любые воспринятые извне стимулы действуют на нашу нервную систему таким образом, чтобы автоматически осуществлять некоторые приспособительные телесные ответные реакции: двигательные рефлексы, изменения в сердечном ритме, выделения секретов желез и "более тонкие процессы""…
Недостоверной" данная теория может показаться лишь только на первый взгляд, на самом же деле она имеет под собой совершенно объективные и логичные обоснования. Дело в том, что эволюционно адаптивным всегда являются телесные проявления эмоций, а не рефлексия. Ведь, например, завидев, хищного зверя, человек сразу же начинает от него убегать, а вовсе не "размышлять по поводу создавшейся ситуации"...
Джеймс отстаивал в психологии физиолого-церебральную направленность и развивал концепцию "Рефлекс-Действия", полагая, что головной мозг человека являет собой непременное телесное условие психической деятельности. Таким образом, Джеймс придал рефлекторной теории мозга динамический аспект, и сформулировал принцип, согласно которому любые воспринятые стимулы действуют на нашу нервную систему так, чтобы автоматически осуществлять некоторые приспособительные телесные ответные реакции - как выученные, так и врождённые… Но при этом Джеймс утверждал следующее: "наша психология должна принимать в расчёт не только те условия, которые предшествуют психическим состояниям, но и последовавшие за ними результаты… Целостный неврологический организм… не более чем машина для превращения стимулов в ответные реакции; и интеллектуальная часть нашей жизни связана ни с чем иным, как со средней или "центральной" частью операций этой машины".

ВЫВОД: "Радикальный Прагматизм" Джеймса выгодно отличается от многих других, хотя внешне якобы и "рациональных", но в действительности совершенно оторванных от жизни психологических конструкций. А по сформулированному У. Джеймсом определению прагматизма, теорию сущностного кодирования можно рассматривать как вполне "прагматичную" в том хорошем смысле, что вера в эту теорию несомненно стимулировала бы людей "прожить лучшую, более наполненную и счастливую жизнь, чем если бы они в эту теорию не верили"…
Дело в том, что Критерий Истинности Джеймса приложим к любой концепции, какой бы "фантастической и метафизической" она на первый взгляд не казалась. Например, для упрямых эмпириков идеи Бога и свободной воли не имеют никакого реального смысла, поскольку все подобные идеи полностью лишены сенсорного содержания, а вот с точки зрения прагматизма, исповедуемого Джеймсом, эти идеи истинны уже только потому, что они способны вызвать реальные положительные изменения в жизни людей. Тоже самое можно было бы сказать и о Теории Сущностного Кодирования, хотя многое в этой теории сегодня уже проверяемо и сугубо эмпирически…
Весьма ценной для нашего исследования представляется также Теория Эмоций Джеймса-Ланге, которая, в частности, может быть интерпретирована следующим образом: если наша совесть чиста, то наши мгновенные и спонтанные реакции на зло, фальшь и несправедливость являются истинными и точными, а загрязнённость нашей совести эти реакции искажает и делает этически ущербными.
Кроме того, теория эмоций Джеймса-Ланге ясно показывает, что "сфальсифицировать" процесс сущностного кодирования невозможно в принципе...
Действительно, ведь, целиком захватывая "всего человека", процесс этот начинается с проявления спонтанных эмоций на соматическом уровне, то есть именно с тех самых "искренних и честных эмоций", которые, как известно, никогда не "врут" и не "лукавят"...
Ну и каким тогда, спрашивается, образом можно "сфальсифицировать" (а точнее "просимулировать"), например, то эмоциональное состояние, которое испытывает человек, осознанно приносящий свою физическую жизнь в жертву неким Благородным Идеалам и Принципам?
Ведь для того, чтобы подобные эмоции "просимулировать", необходимо, как минимум, иметь о них адекватное представление. А такое представление способны иметь лишь только истинные Праведники, которые уже обладают огромным опытом осознанного страдания...
Разумеется, подобная логика рассуждений верна и для эмоций, генерируемых "муками творчества", подвижническим трудом, глубоким состраданием, бескомпромиссной борьбой за справедливость и т. д…
Конечно, для примера здесь подобраны случаи наиболее "иллюстративные", но и в каждой ситуации "обычного" сущностного поведения человека его спонтанные эмоции свидетельствуют о "сущностном качестве" того или иного поведенческого паттерна этого человека столь же "правдиво", "неподкупно" и "нефальсифицируемо", как и в приведённых "иллюстративных" случаях…
Что же касается кажущейся на первый взгляд парадоксальной попытки У. Джеймса использовать эмпирические научные средства для доказательства существования вечной и бессмертной души, то, на самом деле, "странность" этой попытки объясняется лишь только недостаточным уровнем развития естествознания того времени.
Бесценной является и церебралистская концепция Джеймса "рефлекс-действие", поскольку она делает психологию естественной наукой. Но из-за того, что естествознание времён Джеймса было развито ещё слишком слабо, Джеймс наткнулся на камень преткновения и здесь: этим камнем преткновения явилась та же самая дилемма между сердечным чувством свободы и научными декларациями интеллекта о детерминизме, на которую натыкались и многие другие противники механицизма того времени...
Джеймс был безупречно честным учёным и предельно искренним человеком, а посему, определив психологию как науку о сознании, он задался вопросом: "А существует ли сознание, как научная категория, вообще?"
Пытаясь защитить в психологии спиритуалистический дуализм, Джеймс разработал систему, которую назвал "радикальным эмпиризмом", но это, разумеется, ни к чему конструктивному привести тогда ещё не могло, и поэтому Джеймс был вынужден дать на вопрос о существовании сознания ответ отрицательный, признав тем самым, что моральные соображения и религиозные чувства людей лежат за пределами науки...
Конечно же, нет никаких сомнений в том, что Уильям Джеймс был бы несказанно рад тому обстоятельству, что уровень развития сегодняшней науки позволяет уже обосновать существование у людей Сознания как некой вполне объективной информационно-полевой структуры, подверженной Божественному Контролю - в том числе и с помощью Механизма Сущностного Кодирования…

 

12. ПРОГРЕССИВИЗМ И ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (П.А.)

Чикагская Школа:

Джеймс Мак-Кин Кеттелл, Рэндольф Бурн,
Дж. Стэнли Холл, Джон Дьюи




Начать эту главу следует, пожалуй, с того, что конец 19-го века ознаменовался бурным противостоянием в США старой религиозной психологии, уводящей в Шотландскую Философию Здравого Смысла, и новой научной психологии, разрабатываемой с помощью биолого-психометрических исследований и экспериментов.
Приверженцы старой психологии говорили о том, что ни одна экспериментальная наука не обладает компетенцией иметь дело с такими сакраментальными сферами человеческого опыта, как религиозное чувство и мораль… В частности, этого мнения твёрдо придерживался ещё и первый Президент учреждённой в 1892 году Американской Психологической Ассоциации Джордж Трамбел Лэдд, который считал психологию сакральным "Учением о Душе и Эманации Божественного"…
Но прогресс неумолимо отметал устаревшие религиозные и моральные установки, что послужило причиной активного внедрения психологической науки в общественную жизнь...
И вот, уже Четвёртый Президент Американской Психологической Ассоциации Джеймс Мак-Кин Кеттелл активно призывал экспериментальную психологию к широкому практическому воздействию не только на политику, экономику, образование, медицину, сферу искусства..., но и на общественную этику...
Мостом же от психологии сознания к психологии поведения послужил "Функционализм", речь о котором велась уже в Главе №9 настоящей статьи, и который стал выражением новой природы психологии как общественной науки, поскольку функциональная психология изучала не столько содержание сознания человека, сколько ответные (в том числе и социально обусловленные) реакции людей на внешние стимулы.
И эта новая психология призвана была уже идти в ногу со временем, отвечать на вызовы урбанизации, индустриализации и других стремительных изменений жизни общества…
Реформы образования, эффективность экономики и Общественный Прогресс были движущими ценностями основного политического и общественного движения, последовавшего за кризисом США 1896 года – Прогрессивизма, явившегося, по сути дела, американской версией Европейского Просвещения.
Один из ведущих психологов-прогрессивистов, Рэндольф Бурн говорил о том, что "в новом порядке вещей нет ничего важнее яркости личности, а самовоспитание практически превращается в обязанность, если человек хочет достичь великой цели реформирования общества".
Таким образом, отказ сотрудничать с Жизненным Принципом Улучшения был фактически признан и объявлен прогрессивистами давно уже выискиваемым "Грехом Против Святого Духа"...
Ну а крупнейшим идеологом прогрессивизма и "пророком либерализма" 20-го века стал Джон Дьюи, избранный президентом Американской Психологической Ассоциации в последний (1899-й) год 19-го века...
В области политики и экономики прогрессивисты пытались заменить разъедавшую общество политическую коррупцию принципами научного управления большими корпорациями.
Другой серьёзной заботой прогрессивизма была Реформа образования, и Джон Дьюи стал основоположником прогрессивного американского образования, сугубо психологическими аспектами которого в США начал заниматься выпускник Уильяма Джеймса по Гарвардскому университету Дж. Стэнли Холл.
Но наиболее важными и приоритетными для прогрессивистов являлись, конечно же, проблемы и вопросы сугубо этического характера и содержания.
Так, согласно Дьюи, критерием истинности той или иной психологической концепции является её этическая убедительность: "До тех пор, пока правит обычай, пока общественные ценности определяются инстинктом, потребности в психологии не возникает. Но как только ценности становятся осмысленными, осмысленным становится и весь аппарат, посредством которого проецируются и проявляются этические идеалы. Как только мораль становится осмысленной, неизбежно должна родиться психология".
Дьюи утверждал, что психология – это как бы социальный аналог сознания: сознание возникает тогда, когда приспособление к новым обстоятельствам становится жизненно необходимым, ну а в сфере общественной жизни тоже самое происходит уже с психологией, огромную социальную роль которой, Дью, разумеется, мыслил отнюдь не вульгарноматериалистически, а напротив - совершенно недвусмысленно придерживался того идеалистического по своей сути тезиса, который был постулирован ещё Францем Брентано: "то, что делает что-либо психическим, указывает на что-то нефизическое".
При этом, Дьюи стремился к построению сугубо Научного Общества, в котором бы с максимальной эффективностью работали законы психологии именно научной: "Отношения, существующие между людьми, являются результатом работы научных законов человеческого поведения, и как только психологи поймут эти законы, они окажутся в состоянии построить более совершенное общество".
Дьюи пытался свести воедино философию, психологию и этику, а путь к построению научного общества неразрывно связывал "с ростом контроля в этической сфере".
И в этом плане, Дьюи дал, по сути дела, новую жизнь аристотелевским представлениям об "аристократическом управлении", которое в разумно устроенном обществе должно осуществляться не за счёт "ненадёжного характера простого народа", а "праздными, социально выдающимися и состоятельными" классами, включая учёных и деятелей духовной культуры, чья нацеленность на поиск истины позволяет им выполнять роль бескорыстных "благодетелей человечества".
Согласно Дьюи, личность не существует в природе, а является социальной конструкцией: индивиды приобретают свою личность и мышление в обществе, и поэтому главной целью общества является культивирование индивида внутри поддерживающей и воспитывающей его общины.
При этом, индивид, по Дьюи, вовсе не приносится в жертву государству – его просто "вводят в реальность государства", а "целью жизни человека является не совершенство как конечная цель, а постоянный процесс усовершенствования, созревания, очищения…", так что "рост сам по себе является единственной нравственной задачей".
Большой вклад в психологическую науку Джон Дью внёс и в плане сугубо профессиональном.
Так, в его знаменитой "Концепции Рефлекторной Дуги" дальнейшее плодотворное развитие получила "Теория Эмоций Джеймса-Ланге". Согласно "Концепции Рефлекторной Дуги", "эмоции являются признаком конфликтующих склонностей, возникают в результате обратной связи со сдерживаемой тенденцией к действию, и лишь только тогда, когда поведение человека требует новой координации с реальностью".
Иными словами, стимул (ощущение) и ответ (реакцию) Дьюи рассматривает не изолированно, а как "разделение труда в общем скоординированном действии": Дью считал ощущение не пассивной регистрацией впечатления, а динамическим взаимодействием одного поведенческого акта с другими, происходящими в то же самое время.
В качестве иллюстрации этого тезиса, Дьюи пишет о том, что, например, треск сучка для солдата, напряжённо ожидающего встречи с врагом, и для туриста, беспечно гуляющего по мирному лесу, имеет совершенно различное значение, определяемое текущим поведением солдата и туриста: рассеянное слушание – это поведение одного рода, внимательное прислушивание – другого, а активное реагирование на звуки с целью жизненно важного приспособления - третьего...
Концепция Рефлекторной Дуги" оказала огромное влияние на дальнейшее развитие социальной психологии и относится к области Инструментализма - созданному Джоном Дьюи психологическому направлению, согласно которому знание является фундаментальным инструментом приспособления, а разум - инструментом для первичного понимания мира и последующего его изменения.
Концепция разума Дьюи была гораздо более активной, нежели представления неореалистов, которые оставались приверженцами того, что Дьюи называл "теорией разума-зрителя": Дьюи считал, что разум даёт возможность не только созерцать, но и предчувствовать будущие последствия событий, реагируя на них адекватным поведением, как на стимулы.
Подчёркивал Дьюи также и социальную природу разума, тесно увязывая мышление с речью.
Для Дьюи способность к мышлению создаётся именно обучением речи, и в этом отношении Дьюи изменил приоритетность, которой придерживался основатель психологии Рене Декарт: "животные не думают, потому что не разговаривают", ибо, согласно Дьюи, когда мы думаем, мы просто разговариваем "про себя", а не вслух, упорядоченно используя при этом определённые вербальные реакции и речевые механизмы, данные нам обществом.

ВЫВОД: Джон Дьюи был бесконечно прав относительно того, что "как только осмысленная связь этических ценностей с привычками и традицией разрывается, следует начинать провозглашать ценности сознательно и находить некую замену обычаю, посредством которого и реализуется ценность". И в этой связи необходимо отметить, что весьма опасный разрыв связи адекватного современного мировоззрения с прежними, давно устаревшими "этико-ценностными ориентирами" в наши дни уже налицо, а единственной надлежащей заменой "привычкам, обычаям и традиции" в этической сфере способна сегодня стать одна лишь только "Теории Кодирования Сущностных Параметров Человека"…
Абсолютно прав был Дьюи и в том, что "целью жизни человека является не совершенство как конечная цель, а постоянный процесс усовершенствования, созревания, очищения…", и что "рост сам по себе является единственной нравственной задачей". Да, это действительно именно так и есть, ибо нам надлежит стремиться не к встрече с Бесконечным Богом-Абсолютом, иметь адекватное представление о котором мы никогда не сможем в силу Абсолютной несопоставимости наших с НИМ масштабов, а "всего лишь" к прорыву на следующий иерархический уровень Реальности, который хотя и является для нас невидимо-тонкоматериальным, но к осмыслению которого нашей "грубоматериальной" науке всё-таки удалось уже вплотную подступиться…
Весьма ценной для нашего исследования представляется также статья Джона Дьюи "Концепция Рефлекторной Дуги в Физиологии". Тот факт, что "эмоция возникает в результате обратной связи со сдерживаемой тенденцией к действию и является признаком конфликтующих склонностей", крайне важен для понимания функционирования механизмов сущностного кодирования, запуск которых осуществляется всегда на эмоционально-соматическом уровне. Концепция эта делает понятным и то, что наиболее "ценные кодировочные паттерны" могут нарабатываться лишь только в условиях экстремального проявления конфликтующих склонностей, и поэтому доступны исключительно для людей "радикального" склада и очень высокой степени духовной зрелости, а также косвенно указывает на обратную связь между волей и поведением, ибо поведение, запущенное волей, само уже затем индуцирует волевые импульсы, и поэтому человеку насущно необходим мощнейший Начальный Волевой Толчок к Духовному Росту…
Не менее важным для нас в "Концепции Рефлекторной Дуги" является и то, что, согласно этой Концепции, эмоции возникают только тогда, когда поведение человека требует новой координации с реальностью", и что они "определяются текущим поведением" субъекта. Этим тезисом объясняется, в частности, совершенно различное воздействие тех же самых социальных, этических, эстетических и других "сущностнообразующих" факторов на различных субъектов восприятия. Ведь, например, для одного субъекта восприятия звучащая музыка 15-й симфонии Дмитрия Шостаковича может служить лишь только малоприятным и малозначимым "шумовым фоном", а уже для другого (в духовном отношении гораздо более восприимчивого и продвинутого) – мощнейшим стимулом к дальнейшему духовному росту…
При этом, положение относительно "новой координации с реальностью" должно трактоваться нами расширенно и с учётом того факта, что абсолютно "новой" для всех "Homo Sapiens" - сов является также и "координация с реальностью" тонкоматериальной… Ну а под "текущим поведением" субъекта следует, соответственно, понимать также и "сущностную компоненту" поведения этого субъекта, связанную с состоянием его совести и других "сущностных параметров", являющихся, разумеется, для всех кандидатов прорыва в Тонкий Мир и приспособления к существованию в нём предельно "жизненно важными"!
Что же касается Инструментальной Концепции Разума Джона Дьюи, согласно которой "знание является фундаментальным инструментом приспособления", то эта Концепция свидетельствует уже о насущной необходимости для всех "соискателей Тонкого Мира" всестороннего интенсивного и качественного обучения, а также о постоянном и обязательном присутствии в структуре механизма сущностного кодирования фактора вербального воздействия...
Как мы видим, заслуги прогрессивистов перед мировой психологией весьма значительны…
Но, к сожалению, прогрессивисты не замечали вопиющего противоречия между своей претензией на приверженность научно обоснованным ценностям личного роста и полным отсутствием у себя для этого каких-либо внятных с научной точки зрения этических и других "сущностных" ориентиров...
Впоследствии, Рэндольф Бурн осознал эту незаконченность этической гносеологии прогрессивизма и с огромным разочарованием и досадой писал про тогдашних прогрессивистов следующее: "У них нет ясной философской жизни, за исключением той, какой обладает разведка. Они не имеют представления о том, какое общество хотят создать и в каком обществе нуждается человечество, но они оснащены всеми административными установками и талантами для того, чтобы его добиться".
И в этих искренне-самокритичных словах Рэндольфа Бурна заключена, конечно, сермяжная правда, поскольку по-настоящему Научная Этическая Гносеология и надлежащие ориентиры, указывающие на то единственно верное направление, по которому должно развиваться общество, могут возникнуть лишь только на основе "Теории Кодирования Сущностных Параметров Человека", о которой во времена расцвета американского прогрессивизма ничего и никому ещё, разумеется, известно не было…
Но, тем не менее, "разведка" прогрессивистов во главе с великим психологом и общественным деятелем Джоном Дьюи своё "этическое развед-задание" с честью выполнила, и теперь уже настало время использовать полученные прогрессивистами ценнейшие "развед-данные" для реального построения на земле "Этически Вменяемого" (а иными словами - адекватно обеспечивающего "рост контроля в этической сфере") Научного Общества...



ЧАСТЬ IX

| Часть 1| Часть 2| Часть 3| Часть 4| Часть 5| Часть 6| Часть 7| Часть 8| Часть 9|

Список Использованной и
Рекомендуемой Литературы

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна










 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru