Статьи

АРАМ ЭНФИ

ТРОЙНАЯ ТРИАДА СЕМИОСФЕРЫ ТРАДИЦИИ ЧЕТВЁРТОГО ПУТИ
В ПАРАЛЛЕЛИЗМАХ ТЕОРИИ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ

РЕЗЮМЕ

Настоящая статья входит в Цикл-Эннеаду научных исследований, призванных показать непреложность того факта, что базальные принципы Теории Сущностного Кодирования (ТСК) в том или ином (латентно-эзотерическом, либо эксплицитном) виде обнаруживаются в этических концепциях мировых религий, духовных учений, культур и традиций, и что глубинно-онтологические причины тех «неразгаданных тайн истории», «семиотических чудес» и паранормальных явлений, которые не в состоянии объяснить нам сегодняшняя академическая наука, могут быть поняты при их соотнесении с параллелизмами, вскрытыми благодаря универсальной методологии, ассоциированной с научно-духовным концептом ТСК. Идентификация же всех подобных параллелизмов осуществляется на основе факта значимого присутствия в семиосфере соотносимых с концептом ТСК мировых религий, духовных учений, культур и традиций наиболее важных семиотических маркеров ТСК, и, прежде всего, ключевого для функционала ТСК сущностно-кодировочного числа «9=3х3».
На наглядном фактологическом материале в статье показано, что число 9 является ключевым маркером также и в семиосфере Традиции Четвёртого Пути, который, в качестве системы духовного развития личности, построен его основателем Г. И. Гурджиевым на базе идеологической концепции «приведения человека к Совести»…
Основным визуальным (графическим) символом традиции Четвёртого Пути является девятиконечная Эннеаграмма, которую рассматривают сегодня по всему миру в качестве инструмента определения психотипов («эннеатипов») людей и выявления закономерностей их духовного развития... А поскольку традиционалистские разработки, осуществлённые Гурджиевым и его последователями, внесли свой неоценимый вклад в дело «реставрирования» и возрождения Интегральной (Срединной, Примордиальной) Духовной Традиции, то можно констатировать уже тот факт, что своей «традиционалистской кульминации» значение сакрального числа 9 достигло именно в гурджиевской системе «Пути Совести», надлежащей преемницей которой в реалиях 21-го века как раз и стала основанная на универсальном онтологическом Законе Совести этическая доктрина ТСК…

Понятие «Четвёртый Путь» связано с именем основателя этой системы духовного развития личности, одного из крупнейших духовных учителей 20-го века Георгия Ивановича Гурджиева... И у данного учения имеется своя выраженная специфика… Во-первых, адептам Четвёртого Пути предлагается «жить в миру, но быть не от мира». То есть «четверопутчику» незачем бороться со своим телом и всем тем, что связано с понятием «обыденная жизнь». А значит, ему совсем не требуется уходить в монастырь (1-й путь, известный как «путь монаха») или заниматься изощрёнными йогическими практиками и различными медитациями (2-й путь, известный как «путь йогина»), и уж тем более ему не следует растрачивать свою быстротечную земную жизнь, изощряясь и «совершенствуясь» в каких бы то ни было эквилибристических, иллюзионистских, гипнотических и прочих манипуляционных «экзерсисах» (третий путь, или «путь факира»). Ибо на указанных трёх достаточно однобоких путях человек способен развить в себе лишь что-то одно: тело, эмоции, или ум. А вот уже Четвертый путь, гармонично развивая все эти три компоненты одновременно, отличается от остальных путей духовного развития ещё и тем, что его главное требование к человеку – это необходимость абсолютного понимания смысла и значения истинных причин и финальных целей своих действий. [12]

Именно поэтому человек, вступивший на Четвертый путь, не должен делать ничего такого, чего он не понимает и тем более не принимает. И чем яснее и глубже «четверопутчик» осознаёт всё то, что он делает, тем значительнее будут результаты его усилий. Этот фундаментальный принцип Четвертого пути Гурджиев лаконично сформулировал следующим образом: «Результаты работы пропорциональны сознательности в ней...» То есть на Четвертом пути человеку предлагается не столько «верить», сколько сознательно, а в чём-то и достаточно рационалистически удостоверяться в истинности тех знаний, которые ему дают учителя, и пока он действительно не убедится в их истинности и ценности, делать ему ничего не следует... [24]
Идеологически же система основанного Гурджиевым Четвёртого Пути духовного развития личности построена на концепции «приведения человека к Совести», которая органично ассимилировала императивную директиву великого Пифагора: «Совесть да будет единственным твоим Божеством!», ибо доминантой всей Гурджиевской Работы является тотальная нацеленность на реальную Трансформацию Сознания Человека, достигаемую посредством благодатного взаимодействия («Со»-«Вести») с тем бездонным резервуаром Высших Энергий, который мы именуем сегодня Информационным Полем Мирового Сверхразума. Именно этот факт и побудил исследователей творчества Мастера назвать насквозь этикоцентричную доктрину Четвёртого Пути «Путём Совести» [2].
Гурджиев стремился адекватно объяснить действие эволюционных механизмов Высшего этического контроля на основе доступных ему психологических и естественнонаучных подходов, признавая при этом вполне научно верифицируемый характер также и самой глубинно онтологической категории «Совесть», что делает Георгия Ивановича первым и наиболее значимым провозвестником Теории Сущностного Кодирования (ТСК) - концептуальной научно-духовной доктрины, которая как раз и стала законной преемницей идеологии «Пути Совести» в реалиях 21-го века [20].
Разумеется, во времена Гурджиева развитых информационных (и тем более - биоинформационных) технологий ещё не существовало, и поэтому в качестве структурных элементов теоретического базиса доктрины Четвёртого Пути Гурджиев мог оперировать лишь только понятиями «тонкое вещество» и «тонкая энергия», апеллируя при этом преимущественно к наиболее разработанным на то время профильными положениям восточных и западных эзотерических учений...
В плане же сугубо традиционалистском, основанный им «Четвёртый Путь» («Путь Совести») Гурджиев построил на установках незатронутого деструктивными тенденциями времени эзотерического христианства, обогатив их при этом наиболее здоровой сакральной сердцевиной всех важнейших мировых духовных традиций: маздаизма, даосизма, индуизма, буддизма, ламаизма, ислама, каббалы, а также передовыми для своего времени достижениями философской, психологической и естественнонаучной мысли... Сам Гурджиев позиционировал своё учение в качестве имеющего самое прямое отношение к идеологии именно эзотерического христианства, но, тем не менее, адепты этого учения часто соотносят его также и с исламской мистикой - суфизмом, что объясняется наличием между суфизмом и эзотерическим христианством целого ряда очень важных точек «традиционалистского соприкосновения». [1]

Конечно, Гурджиев прекрасно понимал, что, к сожалению, в процессе своего длительного исторического развития абсолютно все сегодняшние институализированные формы различных ортодоксальных религий превратились уже, по большому счёту, в сугубо обрядовые и социальные, а значит, свою духовную динамику и энергию преображения жизни в качестве реальных инструментов трансформации человеческого сознания в наши дни они почти полностью исчерпали и утратили... И по этой причине Гурджиев сместил в своей Системе «религиозные акценты» от схоластики масштабных богоцентристских построений к решению экзистенциальных задач в области индивидуального бытия человека, то есть резко сдвинул «духовную фокусировку» от проблем сугубо теологических к социально-антропологическим, приближая тем самым неизбежный приход на смену всем традиционным вероисповеданиям приход одной универсальной, единой и общей для всех вдумчивых людей доброй воли «Религии Совести»... [8]
Достаточно симптоматично, что само название «Четвёртый Путь» очевидным образом коррелирует с каббалистической нумерологией, в которой математическая четвёрка указывает на четвёртую сфиру «Хесед», ассимилированную с понятиями «Милосердие, Доброта, Любовь». Вот что написано относительно сфиры «Хесед» в каббалистической книге «Сефер Йецира», авторство которой приписывается Пророку Аврааму: «Четвёртый Путь называется Связующим или Воспринимающим Разумом, потому что он содержит все Священные Силы и из него эманируют все духовные добродетели с наиболее возвышенными сущностями. Они эманируют одна из другой благодаря Первичной Эманации — Высшей Короне, Кетер…» Будучи четвёртой по чину, Хесед является одновременно первой проявленной Сфирой Микропрозопа (именно в этой Сфире явленного Бога-сына происходит кульминация встречи со своим личным Ангелом-хранителем, который даёт сокровенные, Божественные знания и является воплощением истинного «Я» адепта), а её положение в центре Колонны Милосердия подчеркивает идею стабильности, справедливого и милосердного закона во благо общества, как и способности к формированию и материализации важных архетипических идей… [10]
Как мы видим, Четвёртый Путь явственным образом перекликается с вышеупомянутым «Четвертым Путём Каббалы». И это вполне понятно: ведь и там, и здесь нисхождение Души в тело не считается злом, а вызывается (и даже вынуждается) её специальным назначением, ибо Душе надлежит соединиться с телом, чтобы самой принять участие в процессах, происходящих во Вселенной, созерцать Творение, познать самоё себя и своё происхождение и, наконец, выполнив своё предназначение в земной жизни, возвратиться затем к создавшему её вечному Источнику Света. На обоих этих «Четвёртых путях» Душа воплощается в материальном мире до тех пор, пока не «выучит свой урок» и не реализует ту свою основную миссию, для выполнения которой она и была создана, а именно – с максимальной пользой повлиять своими позитивными поступками и помыслами на идеальный мир сфирот и на весь мировой эволюционный процесс…
Ну а вообще, общемировоззренческий концепт Четвёртого Пути самым тесным образом связан со всей оккультно-эзотерической традицией в целом, ибо последняя, в качестве основы будущей Единой Вселенской Церкви, признаёт девятеричное число Универсального Космического Учения «36» (9х4, 3+6=9), что и отражено в полной мере удовлетворяющей этой установке основном Символе Четвёртого Пути – девятиконечной Эннеаграмме, состоящей из вписанных в круг (символа Изначального Единства, Целостности, Вселенской Космичности, Религиозной Монотеистичности) равностороннего треугольника (символа Святотроицы, триединства, триады, выраженной в форме максимально сбалансированной геометрической фигуры, объединяющей вершины 3, 6, 9 Эннеаграммы) и гексаграммы, то есть шестигранника (символа развития, роста, последовательности изменений во времени, процессуального равновесия и баланса)… [16]
Относительно входящей в структуру Эннеаграммы гексаграммы следует сказать ещё следующее. Известно, что если любое число, не кратное 7-ми, разделить на 7, то получится бесконечно повторяющийся период из шести цифр – 142857 (1+4+2+8+5+7=27, 2+7=9): 1/7=0,1428571428571..., 2/7=0.28571428571428571..., 3/7=0.428571428571428571..., 4/7=0.571428571428571..., и т.д. А в Эннеаграмме гексаграмма как раз и соединяет вершины, соответствующие этим шести цифрам 1-4-2-8-5-7, которые дают в сумме 27 (2+7=9) и которые символизируют бесконечный процесс изменений, показывая при этом тем самым, что в любом творении есть движение по определенным последовательным этапам развития.
Гурджиев назвал это явление «Законом Семи» или «Законом Октав», поскольку данная закономерность может быть проиллюстрирована также и на основе диатонического музыкального звукоряда. При этом, даже и с «Законом Семи», как и со многими другими «семиотическими конструктами» Четвёртого пути, всё равно вполне определённым образом ассоциирован центральный числовой символ этой Системы – число Девять. Так, в одной из своих лекций, посвящённых «Закону октав», Гурджиев объясняет: «Я еще раз вернусь к процессу гармонического развития физического тела, который мы уже рассматривали, и напомню, что в соответствии с фундаментальным Законом Октав каждый завершённый процесс есть переход ноты «До» через серию последовательных нот к «До» следующей октавы. Семь основных тонов октавы выражают закон семиричности, и «До» следующей октавы добавлено, чтобы завершить процесс. 8 ступеней полной октавы являются символическим выражением пары четверок – «До, ре, ми, фа» - «соль, ля, си, до». В каждой из этих четверок есть по одному интервалу – «ми-фа» и «си-до», требующему участия внешней силы, исключительно внешней. Если мы рассмотрим процесс в точке завершения, то получим вместе с этими двумя интервалами девять шагов – троичность троичностей, три троицы. Добавляя верхнее «До», мы завершаем процесс на девятом шаге...» [22]
А вот отсутствующие в указанном ряду 1-4-2-8-5-7 «Закона Семи» цифры 3-6-9 соединены уже равносторонним треугольником и при делении единицы (числа 1) на каждое из этих трёх чисел, мы также получим определённые бесконечные «процессуальные периоды»: 1/3=0.333333..., 1/6= 0.16666666..., 1/9= 0.11111111...
Объединив все подобные общеидеологические сведения и выявленные математические закономерности, Гурджиев как раз и разработал Систему Четвёртого Пути, в центре которой поместил Эннеаграмму. Георгий Иванович утверждал, что если правильно расставить на этом ключевом символе части/элементы любого явления, то можно будет ясно увидеть все существующие в нём взаимосвязи, а также проследить динамику происходящих в нём многочисленных процессов.
Поэтому представляется вполне естественным, что, помимо связи с системой «Древа сефирот» иудейской каббалы, тесная связь Эннеаграммы существует не только с мистикой мировых религий – христианством, исламом, буддизмом, но также и со многими другими духовными традициями... Так, например компаративный анализ арифмосемиотики Эннеаграммы выявляет заметные аналогии её структуры с этической концепцией персидского маздаизма, с космо-шифровочной шкалой даосской схемы Ба-Гуа и информационно-кодировочной структурой конфуцианской Книги Перемен И-цзин, показывая тем самым, каким именно образом в семиозисе китайской космогонии Небо создаёт и реализует свои божественные кодировочно-цифровые технологии [15]...
Согласно суфийской традиции, репрезентуя неведомым нам мистическим образом «лик Бога на земле», Эннеаграмма служит неким символическим шифроключом самоподдерживающейся эволюции и трансформации. Ну а люди посвящённые хорошо знают также и о том, что в этом древнем символе-ключе скрыта великая тайна духовного бессмертия...
Да, знания об Эннеаграмме, безусловно, исходят от источника очень высокого уровня и, конечно же, насчитывают многие тысячелетия, но в западную духовную традицию их в 20-м веке привнёс именно Гурджиев, который, будучи истинным пассионарием духа, сумел обнаружить эти знания и компетентно адаптировать их к своему трансформационному учению. Ведь, как известно, Гурджиев, вместе с собранной им группой единомышленников («Искателей Истины») годами пытливо собирал древние сакральные тексты и символические изображения в храмах, монастырях и духовных орденах многих стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. И только тогда, когда Гурджиев обнаружил, наконец, символ Эннеаграммы, все результаты его поисков удалось свести воедино в одну стройную мировоззренческую концепцию Четвёртого Пути... [21]
О значении Эннеаграммы Гурджиев говорил так: «Для человека, умеющего пользоваться Эннеаграммой, книги и библиотеки становятся совершенно не нужны... Человек, изолированный от всего мира бескрайней пустыней, может начертить на песке Эннеаграмму и прочитать вечные законы Вселенной. И каждый раз, глядя на неё, он сможет узнать нечто новое, на что он прежде не обращал внимания…» [23] Конечно, Гурджиев понимал, что хотя принцип воздействия Энеаграммы овеян глубокой тайной, однако к адекватному восприятию реальности может привести человека именно она. И поэтому Гурджиев видел в Эннеаграмме отображение структуры целенаправленно и эффективно трансформирующего действия, которое было необходимо в его практической работе, ибо вооружала её действенно-трансформационной методологией...
Как мы видели, значимыми в Эннеаграмме, наряду с ключевым числом 9, являются также числа 3 и 6. (Ну и как же в этой связи не вспомнить слова, которые произнёс когда-то гениальный Никола Тесла: «Если бы вы знали великолепие цифр 3, 6 и 9, у вас был бы ключ к Вселенной»!) Как этому учил Гурджиев, первое, что нужно знать для правильного понимания и использования Эннеаграммы, это то, что все три процесса, начинающиеся в точках Эннеаграммы девять, три и шесть, должны быть различны по своей природе, но в тоже время каким-то образом сопоставимы друг с другом. Первый процесс должен быть зримо функциональным, второй - связанным с бытием, а третий с волей. Другими словами, первый процесс должен протекать в материальном (физическом или осязаемом) мире, второй - в мире психическом, который связан в том числе с эмоциональной сферой, а третий - в духовном или необусловленном мире.
И вот, знания, почерпнутые из символики Эннеаграммы, помимо того, что они были включены Гурджиевым в общий идеологический контекст Четвёртого Пути, Гурджиев перевёл также и на язык священных движений (сегодня их называют «Гурджиевскими движениями и сакральными танцами»), которые Гурджиев очень активно использовал в своей каждодневной работе, связанной с проведением практик «осознанного присутствия», эффективно содействующих духовной трансформации личности...

А уже менее чем через год со дня кончины Гурджиева, как он пророчески и предвидел, спектр областей использования Эннеаграммы стал расширяться... В 1950-м году один из исследователей Эннеаграммы, боливийский мистик Оскар Ичазо, изучив древнюю традицию неоплатоников (труд «Память о девяти священных атрибутах, проявляющихся в человеческой натуре»), и её зеркальное отражение в христианстве (труд «О семи смертных грехах»), дополнил 7 грехов ещё двумя – «страхом» и «обманом», установив таким образом связь с символом Эннеаграммы традиционалистских знаний античного и раннехристианского миров.
В свою очередь, ученик Оскара Ичазо, известный психиатр Клаудио Наранхо (США), проверив действие Эннеаграммы в своих профессиональных исследованиях, наполнил её символику разработками из области современной психологии и психиатрии, группируя людей по признакам определенного психотипа: К. Наранхо интервьюировал принимавших в его экспериментах добровольцев и наблюдал за их характерными реакциями.
Этот способ исследования с помощью Эннеаграммы, в котором каждой вершине Эннеаграммы соответствует один из девяти основных психотипов человека, стали называть в дальнейшем «панельным методом сбора информации о различных эннеатипах».
С 1975 года методологические возможности символики Эннеаграммы продолжил развивать американский иезуит, магистр социальной психологии Дон Ричард Рисо (Новый Орлеан, штат Луизиана), который значительно расширил и уточнил описания Эннеатипов. В 1977 году Рисо структурировал «уровни развития» каждого Эннеатипа, ввёл понятие «глубинная мотивация» и описал принципы мотивационных действий.

А уже в 1991 году к Рисо присоединился учёный-востоковед Расс Хадсон, взгляды которого внесли свой вклад в процесс дальнейшего расширения возможностей эмпирического применения Эннеаграммы. И таким образом, потенциал практического использования Эннеаграммы распространился также и на многие другие сферы...
Все эти учёные продолжили исследования в области организационного (системного) развития под названием «9 доменов», которые помогают, в том числе, понять различные этапы в закономерности естественного развития успешных организаций.


И вот, сегодня Эннеаграмму изучают уже по всему миру, и она широко используется различными преподавателями, спикерами и коучерами в качестве инструмента для работы в бизнесе, в межличностных коммуникациях (в том числе – для работы с бессознательными убеждениями людей), а главное - для открытия внутренних источников личностного роста и духовного развития человека. В США и в некоторых других странах Эннеаграмма даже введена в учебные программы для управленцев - с целью дать им представление о типологии человеческого мышления, а также об эффективных инструментах воздействия на каждый эннеатип. [5]
Понятно, что вся совокупность приведённых здесь сведений об уникальных «инструментальных возможностях» Эннеаграммы придаёт безусловную традиционалистскую ценность, общемировую значимость и глобальный масштаб как собственно самому историко-культурологическому и психолого-философскому феномену Эннеаграммы, так и в целом всему мировоззренческому концепту Четвёртого Пути, явственно и вполне наглядно демонстрирующему свою наделённость исключительным статусом универсальной аксиологической методологии, которая способна уже служить крепким идеологическим базисом для выявления и возрождения Интегральной (Срединной, Примордиальной) Духовной Традиции…[4]
Как известно, попытки «реставрировать» эту Общемировую и Общечеловеческую Традицию, предпринимались многими выдающимися учёными-традиционалистами - Р. Геноном, Ю. Эволой, М. Элеаде, Т. де Шарденом, А. Г. Виртом, Т. Буркхардтом, Ф. Шуоном, Дж. Катсингером, А. Кумарасвами, Х. Смитом, В. Читтиком, М. Паллисом, С. Х. Насром, М. Вальзаном… В духе неоспиритуализма этим вопросом занимались теософы (во главе с Е. Блаватской и Г. Олкоттом) и антропософы (во главе с Р. Штейнером), с позиций «вселенскости ведантизма» (индийской культуры «ОМ») подходил к этой проблеме в своей Интегральной Йоге гуру Шри Ауробиндо Гхош, а уже со второй половины 20-го века на успех в подобной «реставрационной деятельности» стали претендовать также представители всевозможных направлений «популярной эзотерики» («new age»), которые, однако, будучи по своей сути крайне эклектичными, псевдонаучными и весьма далёкими от магистрального пути развития общечеловеческой духовной традиции, являли собой лишь благой художественный вымысел их авторов, приправленный различными «чудесами» и «откровениями», будоражащими воображение определённой категории легко внушаемых людей, которые принимают подобные явления за признаки «просветления», не желая при этом прикладывать каких-либо серьёзных усилий для достижения чего-то более значимого и действительно ценного...
В итоге же, конечно, намного ближе всех остальных исследователей к решению этой архиважной задачи подошёл именно Г. И. Гурджиев, которому одному в новейшей истории действительно удалось не только синтезировать весь духовный опыт человечества, но и на практике обогатить Срединную Духовную Традицию весьма конструктивными идеям и воистину новаторскими подходами. Поэтому, являясь комплексным учением о Сознательной Эволюции, органичным образом ассимилировавшим различные аспекты всех значимых религий, духовных традиций, гуманитарных и естественнонаучных знаний, именно Система Гурджиева оказалась способной стать для человечества тем живым объединительным стержнем, вокруг которого могла бы сформироваться Новая Мировоззренческая Парадигма III-го Тысячелетия... [9]
Ну а возможным это стало именно благодаря использованию Гурджиевым той методологии, которая в приоритетном порядке использовала им же разработанные действенные «энергоинформационные подходы». Ведь сегодня наиболее светлые и универсальные научные умы пришли уже к осознанию того непреложного факта, что всё в нашем мире, включая и человека с тончайшими нюансами его психики, представляет собой проявленную или непроявленную информацию (в случае с людьми – связанную с их геномно-гормональными программами и кодами). Согласно же Герметическому Принципу Соответствия («Как внизу, так и наверху...»), это означает, что абсолютно все процессы в Универсуме - и на земле, и на Небе - происходят посредством тех или иных информационных технологий. Ну а Гурджиева, помимо всего прочего, от остальных «духовных учителей» выгодно отличало как раз ещё и то, что он в полной мере умел мыслить в том числе и «категориями технологическими»...
И вот, как мы должны были уже в этом убедиться, именно данное обстоятельство привело к тому, что своей «традиционалистской кульминации» значение сакрального числа 9 достигло сначала в гурджиевской доктрине «Пути Совести», а затем и в идейно продолжающем этот Путь концепте ТСК, который, будучи основанным на Законе Совести, как раз и придал «эннеаграммной девятке» статус основного «конструктива» сущностного кодирования, открывающего «тщательно маскируемую» на протяжении тысячелетий «традиционалистскую дверь» в структуры того сакрального инфополя, которое обеспечивает людям духовное бессмертие…
Увы, с позиции ключевой гурджиевской установки «приведения человека к совести» сегодняшнее положение дел с этикой в мире можно, к огромному сожалению, оценить как просто «аховое»… Налицо – усиление в существующих социореалиях отрицательной селекции и прочих весьма опасных для нормального функционирования общества деградационных процессов… А поскольку ни Святых и Пророков, сравнимых по своему масштабу с библейскими, ни значимых моральных авторитетов среди сегодняшних «элит» в настоящее время в мире не наблюдается, то функции «Священного Писания III-го тысячелетия» призвано уже взять на себя сегодня «Евангелие от науки, искусства и культуры», которое должно быть фундировано, прежде всего, пророческим потенциалом современного духовно-ориентированного естествознания, включающего в себя также наиболее наукоёмкие области психологии и медицины...
И в этом отношении чрезвычайно ценным в традиции Четвёртого Пути является для нас именно то, что методология Четвёртого Пути, как доктрины «инновационно-технологичной», основана не на каких-то омертвелых в своей косности догмах, а на живом, всегда прогрессивном и постоянно обновляющемся творчестве… Стоящий у истоков заложения основ концепта Четвёртого Пути наиболее значимый ученик Гурджиева, Пётр Демьянович Успенский, в своей книге «В поисках чудесного» писал: «Когда работа закончена, то есть когда поставленная перед ней цель достигнута, Четвёртый Путь с данного места в своей данной форме исчезает.., продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме. Школы четвёртого пути существуют для нужд работы, проводимой в связи с предполагаемым начинанием. Они никогда не существуют сами по себе как школы с целью образования и обучения…» [25]
Да, конечно, актуальные мировоззренческие установки Гурджиева оказали глубокое влияние на формирование всей духовно-психологической, социальной, философской, научной и художественной парадигмы современной человеческой цивилизации. Но в той форме, в какой эта Система существовала во времена Гурджиева, Четвёртый Путь свою миссию (носящую тогда ещё характер во многом сугубо экспериментальный) уже выполнил. Поэтому сегодня четвертопутникам необходимо уже идти дальше, обращая свой взгляд вперёд, решая экзистенциальные мировоззренческие задачи и реализовывая новые, по-настоящему актуальные эволюционные проекты...
Так что, как это было не раз констатировано ранее в других статьях настоящей серии, сегодня уже пришло время для надлежащего и максимально действенного реформирования всей Духосферы человечества, причём реформирования настолько кардинального и масштабного, что его конечным результатом должно стать появление в мировом теолого-доктринальном пространстве Новой Универсальной Общечеловеческой Религии Совести, которая будет основана на принципиально новой научно-духовной Парадигме, использующей в качестве своего этического базиса концепт Теории Сущностного Кодирования... [3]

P.S. Если попробовать всё же рассмотреть концепт Четвёртого Пути в аспекте «прицельно богооткровенническом», то нельзя будет не отметить то достаточно знаковое обстоятельство, что «условно четверопутнической» в определённом смысле (на основании некоторых её идеологических установок) может быть признана последняя (самая молодая) мировая религия - Бахаи, которая представляет собой открыто богооткровенное вероучение, претендующее на ясно обозначенную в его теологической доктрине «преемственность пророчества».

В ракурсе исключительно традиционалистском, девятиконечную звезду Бахаи (основного сакрального графического символа этой религии, составленного из симметрично наложенных друг на друга трёх равносторонних треугольников) допустимо даже рассматривать в качестве «первого приближения» к адекватной идеограмме общечеловеческого духовного учения III-го тысячелетия, поскольку, в частности, вместо конца света, Бахаи, как и система Четвёртого Пути, предсказывает внутреннее изменение в людях и обществе, которому предписано Свыше подняться над его сегодняшними «этическими руинами» и восстановить на земле незыблемую нравственную Гармонию и подлинный Божественный Порядок...

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Энфи А. Философские аспекты Теории сущностного кодирования: инновационные стратегии в контексте междисциплинарных исследований // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций». – Омск, 2014. – С. 286-291
2. Энфи А. Путь совести как нативный агрегатор религиозного этикогенеза // Science Time. – 2019.№ 11 (71) Казань, С. 51-59
3. Энфи А. Теория сущностного кодирования как этический базис мировоззренческой парадигмы 3-го Тысячелетия // Сборник научных трудов Международной Конференции «Валеология и Эниология III-го Тысячелетия» © Ялта, 25-27 декабря 2007 г. ® Симферополь, 2007., С. 159-183
4. Энфи А. Концепция Теории Сущностного Кодирования и Парадигма Новой Этической Гносеологии // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Инновационно-Технологическое Развитие Науки» (MNPK-158) / АМИ, г. Стерлитамак, 2017., 238 с, С. 141-143
5. Энфи А. Семантика Психологии Сублимации: Арт-Гуманитарный аспект // Материалы Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни». – М.: Кредо, 2014. – С. 161-163
6. Энфи А. Арт-гуманитарный центр как легитиматор институтов меритократии // Современные исследования социальных проблем / Красноярск: НИЦ, 2014., №3 (19), С. 5-17
7. Энфи А. Российская социореальность как нативный конвергентор межэтнических и межрелигиозных отношений // Сборник материалов Всероссийского открытого конкурса научных работ по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений.– Москва: АНО «Центр экспертизы и общественного мониторинга», 2017. – 280 с. С. 176-182
8. Энфи А. Духовный Социогенез: Государство Диктатуры Совести // XXXIII Международная научная конференция «Проблемы Общественных и Гуманитарных Наук» / Центр Гуманитарных Исследований «Социум», Москва, 2015., С. 16-20
9. Энфи А. Мировоззренческий кризис современной цивилизации и национальная идея России // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания», Часть 2 / Агентство Перспективных Научных Исследований (АПНИ), – Белгород, 2017, 172 с., С.33-37
10. Enfi A. Kabbalah, The Way Of Conscience & Essence Coding Theory (Каббала, Путь Совести, Теория Сущностного Кодирования) // Journal of science / №10 2020 vol. 2, Editor in chief – A. LeGrange, Lyon, France, pp.51-62, IISN 3475-3281
11. Enfi A. Sublimation psychology: Essence Coding Theory and Sympho-electronic Music as Tools For Deep Psychotherapy in Art-Humanitarian Practice // Психология и Психотехника. – 2014. – № 2. – С.167-172
12. Enfi A. The Essence Coding Theory as a Substitute for Traditional Systems of Religious Ethics // Religion – science – society: problems and prospects of interaction: materials of the IX international scientific conference on November 1-2, 2019. – Prague., pp. 59-64
13. Enfi A. «Sacred Numbers» of Ancient Civilizations in The Light of The Essence Coding Theory» // X International correspondence scientific specialized conference «International Scientific Review of the Problems of History, Cultural Studies and Philology, Nov. 19-20, 2019. – Boston. MA. USA., pp.22-35
14. Enfi A. «The Chalice Of Peace And Knowledge In The Mysteries of Ararat and The Holy Spear» (International Peacemaking and Educational Megaproject) / «Чаша Мира и Знания в Мистериях Арарата и Святого Копья» (Международный Миротворческо-Просветительский Проект), URL: http://aramenfi.ru/ararat_chalice.html
15. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы этико-религиозных традиций Китая в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27835, 08.05.2022
16. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы этико-религиозных концепций эзотеризма, оккультизма, нумерологии и парапсихологии в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27888, 31.05.2022
17. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы авраамических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования. Часть I // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28054, 06.09.2022
18. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы дхармических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28503, 09.06.2023
19. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы зороастризма в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28530, 02.07.2023
20. Арам Энфи, «Кое-что о Кое-что о Гурджиеве и моём понимании Гурджиеве и моём понимании "Российской Версии Четвёртого Пути"», на сайте автора, URL: https://aramenfi.ru/articls3.html
21. Арам Энфи, «Литературная Программа Симфонической Поэмы "Гурджиев"», на сайте автора, URL: https://aramenfi.ru/lit.gurdjieff.html
22. Гурджиев Г.И. Взгляды из реального мира //Энигма, 2021 г. ISBN: 978-5-94698-102-6
23. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда "Я" есть // Энигма, 2014 г. ISBN: 978-5-94698-171-2
24. Успенский П.Д. В поисках чудесного // Амрита, 2019 г. ISBN: 978-5-413-02083-8
25. Успенский П.Д. Четвертый путь // Весь, 2022 г. ISBN: 978-5-9573-2119-4

Арам Энфи, Тройная триада семиосферы традиции четвёртого пути в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28581, 07.08.2023

Статья в формате «Word»

ОГЛАВЛЕНИЕ

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ I

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-5

ЭЗОТЕРИЗМ, ОККУЛЬТИЗМ, НУМЕРОЛОГИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

ЗОРОАСТРИЗМ

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И ЕГИПТА

ТЕНГРИАНСТВО

ТРАДИЦИЯ ЧЕТВЁРТОГО ПУТИ

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ НАРОДОВ МИРА

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна









 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru