Статьи

АРАМ ЭНФИ

ТРОЙНАЯ ТРИАДА СЕМИОСФЕРЫ ЗОРОАСТРИЗМА В ПАРАЛЛЕЛИЗМАХ ТЕОРИИ СУЩНОСТНОГО КОДИРОВАНИЯ

РЕЗЮМЕ

Настоящая статья входит в Цикл-Эннеаду научных исследований, призванных показать непреложность того факта, что базальные принципы Теории Сущностного Кодирования (ТСК) в том или ином (латентно-эзотерическом, либо эксплицитном) виде обнаруживаются в этических концепциях мировых религий, духовных учений, культур и традиций, и что глубинно-онтологические причины тех «неразгаданных тайн истории», «семиотических чудес» и паранормальных явлений, которые не в состоянии объяснить нам сегодняшняя академическая наука, могут быть поняты при их соотнесении с параллелизмами, вскрытыми благодаря универсальной методологии, ассоциированной с научно-духовным концептом ТСК. Идентификация же всех подобных параллелизмов осуществляется на основе факта значимого присутствия в семиосфере соотносимых с концептом ТСК мировых религий, духовных учений, культур и традиций наиболее важных семиотических маркеров ТСК, и, прежде всего, ключевого для функционала ТСК сущностно-кодировочного числа «9=3х3».
На обильном фактологическом материале, охватывающем тысячелетние периоды истории, в статье показано, что число 9 и его производные являются ключевыми маркерами также и в богатой семиосфере зороастризма. Ну а данная констатация служит уже дополнительным подтверждением того факта, что Новое Этическое Учение, основанное на принципах ТСК, обладает абсолютной легитимностью с точки зрения основополагающих принципов и тенденций развития всего спектра существующих сегодня в мире духовно-религиозных традиций.
Хотя в определённом смысле зороастризм следует считать религией если ещё и не «умирающей», то как бы «уходящей» (ибо число тех верующих, которые относят себя к её приверженцам, во всём мире сокращается, составляя сегодня от ста до двухсот тысяч человек), но, в тоже самое время нам не следует забывать о том, что такие уникальные черты зороастризма, как его монотеизм, мессианство, вера в свободную волю, в суд после смерти, его разработанная на основе онтологически выверенных этических установок концепция совести, доктрина рая и ада, его представления об ангелах и демонах и т.д. очень сильно повлияли на многие другие религиозные и философские системы, включая все авраамические и дхармические религии (особенно на северный буддизм), гностицизм, античную философию и т.д. Зороастризм в полной мере можно назвать «Религией совести», что, конечно же, очень сильно сближает его с базирующимися на Законе Со-Вести установками и положениями ТСК. Именно этим фактором и обусловлена необходимость посвятить в настоящей серии исконно арийской (яфетической) концепции зороастризма отдельную статью, в которой, помимо фиксация тех надёжно задокументированных фактов, которые достоверным образом подтверждают явственное присутствие в семиосфере зороастризма сущностно-кодировочного числа 9 и его производных, мы сосредоточимся также и на особо интересующих нас различных этических аспектах воистину рыцарственной теодоктрины зороастриазма.

«Исповедую Веру Маздаяснийскую, прекращающую распри, опускающую оружие, провозглашающую самопожертвование, праведную, которая из существующих и будущих величайшая, наилучшая, прекраснейшая,
которая ахуровская и заратуштровская...»

Авеста, Исповедание, Стих 9

«Самое лучшее — разум, так как землю можно обустроить разумом
и небо можно подчинить себе силою разума...»

Трактат «Дадестан-и-меног-и-храд» (Суждения Духа разума)


«Ибо люди не равны — так говорит Справедливость. И чего я хочу,
они не имели бы права хотеть! — так говорил Заратустра...»

Зороастризм считается едва ли не первой на земле религией откровения, основателем которой является древнеиранский пророк-жрец Заратустра (также Заратуштра, Зороастр, Зардушт, полное имя - Заратуштра Хаечатаспа Спитама). Заратустре приписывается авторство священного писания зороастризма - Авесты (от индоевропейского vid, ved – «знание», «ведение»; или от upasta – «установление», «основа», что в форме среднеперсидского/пехлевийского терминируется как āpastāk - «текст»; сами же носители авестийской традиции называют свою священную книгу Dēn – «Вера», «Закон», «Предписание»). Авеста записана на одном из древних (вышедших сегодня из широкого употребления) иранских языков, который принято называть «авестийским» - именно потому, что единственными сохранившимся на этом языке письменными памятниками являются тексты канона зороастрийских книг...
Авеста не содержит прямой информации относительно периода жизни Заратустры, в то время как имеющиеся исторические источники на этот счёт друг другу противоречат. Некоторые учёные реконструируют дату рождения Заратустры, основываясь на специфике протоиндоиранского языка и прото-индоиранской религии, но это позволяет сделать лишь расплывчатый вывод о том, что Заратуштра родился между 1500 и 500 годами до н.э. где-то на северо-востоке Иранского плато. А вот уже согласно исследованиям персидского астронома и лингвиста Заби Бехруза, точное время рождения Спитамы Заратуштры - 1768 год до н.э...
Основной религиозный постулат, который пытался довести до своих современников Зороастр, это то, что высшим богом, которому следует поклоняться людям, является Ахура-Мазда («Мудрый Господь», позже именуемый также Ормуздом), а все прочие божества занимают по отношению к нему положение подчинённое. Как полагают некоторые историки, культ Ахура Мазды существовал в Иране ещё до начала проповеднической деятельности Заратуштры, который лишь провозгласил Ахура-Мазду Богом Единым. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к богам иранских племён (ариев). Эти боги, к которым относились Митра (олицетворение договора), Варуна (бог клятвы), Веретрагна (бог войны и победы), Анахита (богиня воды и плодородия) и т.д., именовались «Ахура» (Владыка), а Высший Ахура имел эпитет «Мазда» (Мудрый). Но, помимо божеств «Ахура», воплощавших в себе высшие моральные качества, многие древние арии почитали также и божества низшего ранга – дэвов, в то время как большинство иранских племён их культ отвергало, причисляя дэвов к силам зла и тьмы. Можно предположить также, что до наступления эры зороастризма в среде ариев был достаточно распространён ещё и древний сабеизм - одно из течений астролатрии, характеризующееся культом небесных светил (прежде всего Солнца, а также других звёзд, планет, Луны, комет и пр.). Но, как бы то ни было, Ахура-Мазда стал олицетворять собой в зороастризме высшего всезнающего Бога небесного свода и Творца всего сущего. Со временем (значительно позже начала зороастрийской проповеди) не совсем корректно стало использоваться и другое название зороастризма — маздеизм, а уже в форме религии подлинно яфетической («заквашенной» по большей части на индоевропейском этносубстрате) – митраизма - зороастризм распространился от Северной Индии до Атлантического океана; и, таким образом, Бог света, верности, клятвы, порядка и справедливости – Митра – получил на некоторое время статус всеобщего арийского Бога, которого, согласно Авесте, равным себе сотворил Верховный Бог зороастризма Ахура Мазда: «Ахура-Мазда молвил Спитаме-Заратуштре: "Таким я создал Митру, Чьи пастбища просторны, Что тех же он достоин Молитв и восхвалений, Как я, Ахура-Мазда…"». (Гимн Митре, Яшт 10, «Михр-яшт», 1). Авеста сообщает о том, что на пути от земли к духовному миру имеется несколько промежуточных уровней, которые называются «дакью» и находятся под контролем Божественного Света Митры и его группы помощников язатов. Анализируя качества Бога Митры, можно сделать вывод, что он олицетворяет в зороастризме Дух Совести, который присутствует в каждом человеке, и, подобно египетскому Богу Осирису, определяет его поступки и судьбу: как об этом будет поведано ниже, Митра входит в ту божественную триаду, которая встречает души умерших людей и принимает участие в осуществлении над ними праведного «суда совести»…
В теологической доктрине зороастризма присутствуют также и довольно ясные представления о высших ангельских чинах, коими являются существа из ближайшего окружения Ахура-Мазды, называемые Амеша Спента (Бессмертные Святые): Воху Мана - Благой Помысел, Аша Вахишта - Истина Наилучшая, Хшатра Ваирья - Власть Избранная, Спента Армаити - Святое Благочестие, Хаурватат – Целостность, Амеретат – Бессмертие. Эти шесть высших духов, архангелов царства света и покровителей добра являются источником всех хороших вещей, ибо всё совершенное и доброе в мире осуществляется и сохраняется благодаря их деятельности. При этом, у древних иранцев были и некоторые прозрения/догадки относительно троичной природы Бога, ибо из шести Амеша Спента они явным образом выделяли двух - Воху Ману и Аша Вахишту (Благой Помысел и Наилучшую Истину), ставя их в особую близость к Ахура-Мазде как продолжение его сущности в качестве второй и третьей ипостаси «Зороастрийской Троицы»...
Как мы видим, «специализация» различных божеств зороастрийского пантеона свидетельствует о том, что зороастризм – религия выраженно этикоориентированная. Ведь уже и сам Ахура-Мазда является, прежде всего, Владыкой божественной порядочности, праведности и справедливости. Именно поэтому центральной идеологической концепцией зороастризма является противопоставление двух антагонистических начал - добра и зла. Согласно зороастрийскому вероучению, в мире действуют две основные силы — созидательная (Спента-Майнью) и разрушительная (Анхра-Майнью). Первая олицетворяет всё доброе и чистое в мире, а вторая — всё отрицательное, деструктивное, задерживающее становление человека в добре. При этом, как мы видели, Заратустра осуществил переработку абстрактных моральных понятий в персонифицированные образы, что способствовало их гораздо лучшему восприятию.
Как это было уже отмечено в аннотации к настоящей статье, зороастризм оказал существенное, а то и определяющее влияние на многие другие религии. Заратустра первым дал людям понятие о рае и аде, о бессмертии души («фраваши», существующей до рождения человека и переживающей его за гробом), о посмертном суде, представляющем собой подсчёт совершённых человеком в его жизни добрых и злых деяний, о грядущем пришествии эсхатологического Спасителя-Саошьянта, об окончательной победе добра над злом и т.д. А этическую концепцию проповедуемой им религии Заратустра разработал настолько тщательно, глубоко и фундаментально, что грань между моральными принципами и божественностью в зороастризме оказалась уже почти не различимой. Ключевую же роль в реализации этой исконно яфетической этикоцентрированной доктрины, помимо вышеупомянутого бога Митры, играют «Аша» (персонифицируется как упомянутая Аша Вахишта, одна из Амеша Спента), «Даэна» и «Сраоша».
Аша (Aṣ̌a) (на древнеперсидском «arta», на среднеперсидском «ard») - это «решающая конфессиональная концепция зороастризма» со сложным и очень тонким диапазоном значений. Её обычно соотносят с такими понятиями, как «истина», «право», «праведность», «порядок», «закон»… Противоположностью (антитезой) авестийской Аше является «Друдж» («обман, ложь»), так что все люди, с точки зрения зороастризма, в нравственном отношении делятся на «ашаван» (праведных) и «другвант» («приверженцев зла»). Ахура-Мазда создал Ашу и постоянно поддерживает её в качестве Нравственного Закона функционирования вселенной, вокруг которого вращаются все круги бытия. В зороастризме существует особое понятие для проистекающих последствий от этически обусловленных действий человека – «миджем» (некий аналог или эквивалент дхармической «кармы»). И, конечно же, благоприятный «миджем» человеку может обеспечить лишь только правильный путь нравственного и духовного совершенствования, то есть Аша. А поэтому финальная цель в жизни надлежащим образом практикующего зороастрийца – стать ашаваном (мастером Аши), следуя тройственному пути Аши: «Humata, Huxta, Hvaršta» («Добрые Мысли, Добрые Слова, Добрые Дела»). Строго придерживаться этой конститутивной (базово-стержневой) этической триады зороастризма должен каждый истинный его последователь, что специально подчёркивается в основополагающем «Исповедании» и многократно повторяется в других частях Авесты.
Зороастрийское понятие «Даэна» используется для обозначения религии, веры, закона – в значении, близком санскритскому (индуистско-буддийскому) термину «Дхарма» [19]. Заратуштра называл своё учение «Даэна Вангухи», что означает «Благая Вера», а в зороастрийской мифологии и теологии употребляется термин «Зартошти Даэна», то есть «Вера Заратуштры». Даэна часто интерпретируется как «долг», «социальный порядок», «правильное поведение», а также «добродетель». Одновременно с этим, Даэна есть собственно божество, причисленное к язатам (особо приближённым помощникам и свитой Ахура Мазды). Но наиболее важным и актуальным для нас является именно тот факт, что Даэна в зороастризме означает «совесть»... Известный пакистанский зороастрийский священник (мобед) и авторитетный богослов Манекджи Нуссерванджи Дхалла в своей книге «Зороастрийская теология» пишет: «на рассвете четвертого дня после смерти душе появляется её собственная Даэна, или религиозная совесть, в виде самой справедливой девицы непревзойдённой красоты…» Таким образом, совесть в зороастризме рассматривается не как некое абстрактное понятие, а именно как вполне конкретная божественная духовная сила, онтологически присутствующая во всех людях (по сути дела, изначально заложенная в информационную структуру организма человека) с целью курирования и контролирования их этического поведения. Из некоторых Гат Авесты можно понять также, что Даэна непосредственным образом связана с наградой, которую праведники получают в загробной жизни... И тут уже, конечно, нельзя не провести явно напрашивающиеся параллели с основополагающими принципами основанной на Законе Со-Вести ТСК, а также со спецификой того «суда совести», о котором в настоящей серии статей говорилось при рассмотрении этической концепции христианства [21].
Роль авестийской Сраоши также в значительной степени связана с понятием «Совесть» (в зороастрийских текстах Сраоша упоминается иногда как «Учитель Даэны» или «Голос совести», к которому бедняки обращаются за поддержкой), но его действия ассоциированы, прежде всего, с защитой и соблюдением обряда: Сраоша часто описывается как «внимательный опекун человечества» и «владыка ритуала», умилостивляющий жертвоприношением хаому (священный галлюциногенный напиток и персонифицирующее его божество), Так что Сраошу можно с полным правом назвать «ангелом дисциплины и ритуала», а один из постоянных эпитетов/характеристик Сраоши в Авесте выражается словами «у кого награда».
В зороастрийской традиции Сраоша является одним из трех стражей «судного моста» Чинват, который должны пересечь души всех умерших людей. Для праведников этот мост над адской пропастью становится широким и удобным путём, ведущим в Гаро-Дман («Дом хвалы», Рай, место в Безначальном Свете, где пребывает Ахура-Мазда), а перед грешниками мост Чинват обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад...
Вообще, смерть и этапы превращений после неё в зороастрийском каноне описаны достаточно подробно. В первые три ночи после смерти душа ещё только готовится к суду, и в течение этого времени Сраоша защищает её от демонов, которые пытаются унести эту неприкаянную душу в ад. Затем в момент, когда душа отлетает от тела, праведный человек ощущает благоуханное дуновение, исходящее от его чистой совести, а безнадёжный грешник воспринимает это как зловонный ветер, исходящий от его нечистой совести. С помощью Сраоши души достигают моста Чинват, один конец которого покоится на вершине горы Хары Березайти (центра мироздания, над высочайшей вершиной которого располагается обитель бога Митры), а другой конец ведёт ввысь, на небо. Помимо Сраоши, суд здесь вершат два других стража моста Чинват – Рашну (олицетворение принципа Справедливости) и уже хорошо знакомый нам Митра. Первый взвешивает дела человека на судных весах: «Эти весы одинаковы для бедного и богатого, знатного и незнатного, ни на ширину волоса не склонит их Рашну из почтения к личности, ибо он отправляет беспристрастный суд». Что же касается Митры, то о его «судебной деятельности» в Авесте сказано следующее: «В тебе, о Митра, видят существ Судью, Владыку, Ты очищаешь Веру в твореньи наилучшую... Дал тысячу умений Ему Ахура-Мазда и мириад очей. Вот этими очами и этими уменьями следит он за лжецами, нарушившими слово. Благодаря очам, Благодаря уменьям, обманутым не будет Могущественный Митра, чьих мириад очей, Всеведущий и Сильный, которому не лгут. (Гимн Митре, Яшт 10, «Михр-яшт», 92, 81, 82) Нетрудно заметить, что, будучи рассмотренными в метафорическом ключе, действия Митры по осуществлению этического контроля прекрасно вписываются в концепт ТСК, и что специфика реализации этого контроля очень близка таковой в исламе.
Души праведников, успешно перешедших мост Чинват, встречает Даэна в облике прекрасной девушки, как олицетворение их чистой совести, и эти души переносятся на другую сторону недосягаемых гор Хара Березайти, приобщаясь к сонмам небесных язатов. Если же злые дела, совершённые при жизни, не позволяют душе пересечь Мост Чинват, то совесть является такой душе в виде безобразной старухи, и демоны тьмы утаскивают эту порочную душу в Друдж-демана (Дом лжи), место вечного наказания и страдания.
Надо сказать, что детально и основательно разработанная в зороастризме «теологическая модель» Моста Чинват используется в аналогичных концепциях других религий: это и описанный в Коране исламский «судный мост» Сират, и ведущий в Чистилище «Мост Ужаса» («Bridge of Dread») древних бриттов, и мост «Гьялларбру» в скандинавской мифологии, и «Калинов мост» в славянской мифологии, и мост «Мазе Камурдж» в древнеармянской мифологии, и мост «Чинави» (явная «перекличка названий») в сформированной под сильным воздействием зороастризма традиционной религии чувашей [18] и т.д…

 






Ну а теперь перейдём к «девятеричной фактологии» зороастризма...
Девятка в зороастрийской традиции, наряду с семёркой, представляется числом ключевым. Символизируя синтез духа/разума и материи, целостную мудрость/знание неба и земли, чудеса видимого и невидимого миров, чрезвычайно мощное число 9 неизменно присутствует в авестийской атрибутике, фигурируя во многих церемониальных и ритуальных практиках зороастризма:
- В зороастризме вселенная поделена на две половины: мир добра и мир зла. Мир добра состоит из шести частей, а мир зла – из трёх, так что суммарно мир состоит ровно из 9 частей;
- В древнем авестийском языке, на котором написана Авеста, было 72 (9) буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
- Изначально Авеста состояла из 21-й книги и 348 глав, что даёт в сумме число 369 (9), девятерично также и общее количество глав: 348х21=7308 (9);
- Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвящённые Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения. Встречающееся в поэтических гатах зороастризма авестийское понятие «Хаур-ватат» (Haúr-vatát) сопряжено с божеством Ameretát («Бессмертие, Неразрушимость») и обозначает зороастрийскую концепцию целостности и совершенства. Состоящее в своём названии из девяти знаков понятие «Хаур-ватат» в авестийских преданиях («Hórdád Yašt») тесно связано с числом Девять, выступающим в роли символа чудесного знания и силы... Известно, что в Армении, которая до принятия христианства также была преимущественно зороастрийской, словом «hawrot-mawrot» называют цветок туберозы, который используется в обрядах Дня Вознесения. Как известно, экстракт туберозы применяется в парфюмерной промышленности для производства духов и ароматических масел, при том, что парфюмерное масло, извлечённое из туберозы является одним из самых дорогих и ценных. Интересно, что научное название туберозы на латыни (Polianthes tuberosa) состоит из 18 (9) знаков;
- В специально посвящённой Ахура-Мазде Хормазд-яште Авесты перечисляются 72 (9) имени Бога. Считается, что перечисление имён – лучшая защита против демонов зла. Вспомним, что такой же прием используется с 99-тью именами Аллаха, упомянутыми в Коране;
- В наиболее достоверной версии зороастрийский «мировой год» равен девяти тысячелетиям;
- Зороастрийская молитвенная книга «Ясна» (первая и важнейшая часть всей Авесты, которая читается на основной зороастрийской литургии «Ясна») состоит из 72 (9) гат (святых гимнов Заратуштры, хаити);
- Для молитвенного ритуала Ясны используется, помимо прочего, так называемый «дрон» – лепёшка с девятью насечками;
- Главным нательным символом приверженца учения Заратустры и метафорой Доброго/Святого «пути Даэны» (по сути дела, Пути Совести) является нижняя белая рубаха «седре», сшитая из одного куска хлопчатобумажной (муслиновой) ткани, и всегда имеющая ровно 9 швов, а также тонкий и полый внутри ритуальный зороастрийский пояс «Кусти» (или Кушти, «Следопыт»), сплетённый из 72 (9) нитей белой овечьей шерсти;
- Митра и восемь его «подручных» (помощников) составляют в зороастризме священную митраистскую девятку;
- При правивших в Иране с 224 по 651 годы династии Сасанидов, когда велась работа по восстановлению разрозненных текстов Авесты, великий визирь шахиншаха Шапура II Адарбад Мехрас-пенда, преследуя цель усилить веру людей в окончательно подготовленный им сборник Авесты, распорядился, чтобы на его обнаженную грудь вылили 9 манов (примерно 27 кг) расплавленного олова. И на основании того, что Адарбад от подобного испытания никак не пострадал, Шапур объявил законность этого собрания Авесты, издав Указ, согласно которому, любые приказы, не соответствующие данному собранию, должны быть признаны нелегитимными, что зафиксировано в Томе 9 «Динкарда» (одного из величайших пехлевийских памятников религии);
- Согласно зороастрийскому преданию, перед началом своей проповеди Заратустра увидел на берегу сияющее существо, которое открылось ему как Воху Мана (Благой Промысел). Оно поманило Зороастра за собой и привело к остальным существам Амеша-Спента, излучающим свет. В их присутствии Зороастр «не увидел собственной тени из-за их свечения». Существа эти (Амеша-Спента) были не только светящимися, но и громадными – в девять раз выше человеческого роста;
- У Зороастра было 17 учеников, которым он доверял сокровенное знание, так что все вместе они составляли общину из 18 (9) человек. Вообще же, восьмеричное число 17, которое встречается в зороастрийской традиции многократно (17-й день зороастрийского календаря посвящён Сраоше, 17 гат Авесты и т.д.) отсылает нас именно к той самой восьмеричности, о которой было сказано в связи с авраамической традицией: «…кто не рожден сначала от Бога, может родиться от Логоса... Ступенями он продвигается и выходит на путь бессмертия. Так он приходит к пониманию восьмеричности, которая открывает девятиричность...» [20];
- 18 –й (9) солнечный день зороастрийского календаря посвящён божеству справедливости по имени Рашну, тому самому, который взвешивает души людей на их посмертном судебном процессе, участвуя в нём совместно со Сраошей и Митрой;
- В Соруш-яште о Сраоше написано: «Который первым простёр баресман - три пучка, пять пучков, семь пучков, девять пучков…» (Карде 2, Стих 6) Баресман - это ритуальный зороастрийский жезл, представляющий собой пучок прутьев, который перед огнем держит в руках священнослужитель, совершающий Ясну;
- Упомянутый ранее мост «Чинват» подобен многогранному лучу: одни грани у него узкие, как бритва, а другие широкие. Когда души праведников и грешников приходят к Чинвату, он поворачивается к праведникам широкой гранью, а к грешникам - узкой. Чем больше человек совершил в земной жизни грехов, тем уже Чинват становится под его ногами, в то время, как для праведников его ширина является наибольшей - равной «девяти копьям». («Саддар» 46, 1-2);
- Наряду с вышеперечисленными шестью Амешаспентами — Бессмертными Святыми, духовными первотворениями Ахура-Мазды, в зороастризме существует ещё и три значимые категории добрых сил: Язаты, Раты и Фраваши, что, опять же, даёт в сумме число 9;
- Существует 9 основных положений закона Аши:

• свобода выбора для человека-
• ответственность человека за сделанный им выбор-
• равенство в правах всех людей – как мужчин, так и женщин-
• закон награды и воздаяния (падаш-падафра), отсылающий к кармическому закону действия и противодействия: каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора – в точном соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь»-
• необходимость для каждого человека и для каждой вещи занимать правильное, подобающее им место для получения правильного результата-
• необходимость сохранять чистым место своего обитания (беречь окружающую среду)-
• постоянное обновление мира на пути совершенствования и выбор конструктивной или деструктивной роли на этом пути-
• проявление сдержанности при решении различных проблем как самого лучшего, самого естественного и конструктивного способа действий-
• конструктивные дела и поступки;

- Как известно, во многих религиях и традиционных культах демоны (как добрые, так и злые) очень сильно связаны с числом 9 (как зеркального отображения числа 6), что всегда считалось тайной за семью печатями… Девять демонов, известных как девять корней древа мироздания, являлись одними из самых могущественных и страшных сущностей духовного мира. Каждый из этих демонов был ответственен за свою область влияния, они же имели прямое отношение к «девяти кругам ада»… Демоны разделяются на 9 легионов, каждый из которых состоит из множества подвидов… Число 9 было связано с магическими силами и некими тайными знаниями, которые могли передаваться только узкому кругу посвящённых… В религиях, которые связывали демонов с числом 9, многие обряды, ритуалы и заклинания также базировались на использовании этого числа… Так вот, в концепте зороастризма роль злых демонов стали выполнять дэвы. В Фрагарде (Главе) № 9 «Видевдата» («Закона против дэвов», одного из разделов Младшей Авесты) под названием «Баршнум (Очищение) девяти ночей» говорится о способе очищения от трупной скверны, распространяемой дэвами, прибегая в том числе к следующим девятеричностям:
а) «срезанным растениям на поверхности земли длиной в девять локтей»;
б) «расстоянию в девять ступней»;
в) «трём бороздкам вокруг девяти ямок»;
г) «палке с девятью узлами»;
д) «девяти ночам воздержания и смирения»;
- В авестийской духовной традиции структура «видимых и невидимых аспектов человека» девятерична и состоит из трёх физических компонент, трёх полудуховных компонент и трёх духовных компонент:

1. Тану (кожа, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь).
2. Гаета (органы чувств и внутренние органы).
3. Азди (костно-скелетный каркас тела).
4. Кхерпа (астральная форма тела, которая после его смерти сливается с духовным огнём).
5. Уштан (жизнь, теплота и энергия, пронизывающие каждую клетку тела).
6. Тевиши («тело желания», сформированное человеком в течение всей его жизни. Оно составлено из врожденных тенденций, желаний и склонностей.
7. Баодх (Божественное Сознание, которое руководит условными и безусловными функциями тела, включая работу интеллекта на различных уровнях).
8. Урван (Душа).
9. Фраваши (высший уровень или индивидуальный дух-хранитель человека - сущность Ахура Мазды в человеке, духовная душа, предназначенная для жизни в духовном мире);

- Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:

1. Вера в Ахура-Мазду— «Мудрого Господа», как Благого Творца.
2. Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура-Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
3. Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
4. Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура-Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
5. Вера в человеческую сущность, в основе которой Даэна (вера, совесть) и Храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
6. Вера в «Святую Седмерицу» (шесть Амеша Спента вместе с самим Ахура-Маздой), как в семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
7. Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
8. Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
9. Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с будущим Саошьянтом — Спасителем мира...

Перечислять «зороастрийские девятеричности» можно и дальше, но для наших целей уже вполне достаточно и приведённых, тем более, что, помимо этого (сугубо «кодировочного») параллелизма, идеологическую близость с положениями ТСК явственно обнаруживает также и сама этическая концепция зороастризма. Важным для нас здесь является и то, что, согласно установкам зороастризма, человек сотворен свободным и разумным, а поэтому он способен вполне осознанно избирать путь сотрудничества с Богом в его стремлении осуществить окончательную победу добра над злом. Постулируя идею такого сотрудничества, Авеста призывает всех людей (в абсолютно равной степени - и мужчин, и женщин) встать на сторону светлых духов в их борьбе с дэвами тьмы, гарантированно получая за это Свыше справедливое воздаяние, предполагающее возможное продолжение жизни духовной души людей после физической гибели их материальных тел. Ну а всё это, конечно же, наделяет человека высоким достоинством и глубоко мотивирует его «жить по Совести», придавая тем самым истинную осмысленность и светлую радость всей его земной жизни, какой бы тяжёлой она по разным причинам не была...

P.S. Говоря об «уходе» зороастризма из современной жизни, не следует забывать о том, что эта религия была государственной в трёх персидских империях, существовавших непрерывно почти одиннадцать веков (с VI в. до н. э. по VII в. н. э.) и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. А маздаизм как реформированная форма зороастризма был введён династией Сасанидов в качестве государственной религии Ирана.
О сильном влиянии зороастризма на человеческую цивилизацию свидетельствуют имена тех великих государственных деятелей, которые исповедовали эту религию в древности, и в судьбах которых также можно проследить «воздействие девятки»:
Кир II Великий (Куруш) стал основателем величайшей империи Ахеменидов, которая включала в себя все цивилизованные государства Древнего Ближнего Востока. В 540 г. до н.э. (9) Кир занял Элам и его столицу Сузы, что послужило началом его исторического захвата Нововавилонской империи и освобождению без какой-либо компенсации или дани находящегося там в изгнании (вавилонском плену) народа Израиля. В первой строке 45 (9) главы книги Пророка Исайи читаем: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись». Таким образом, Кир Великий явился единственным «язычником», который был назван в Библии «помазанником Бога»;
Дарий Великий, при котором империя Ахменидов простиралась от Египта до Индии и охватывала более 80 народов, правил 36 (9) лет;
Ксеркс I Великий, будучи четвертым шахиншахом («царём царей») начал править в 36 (9) лет и был убит на 54 (9) году своей жизни…
Ну а наиболее известным зороастрийцем (парсом) новейшего времени можно считать легендарного фронтмена британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри, подлинное имя которого при рождении было Фаррух Булсара... Известно, что крупнейшая музыкальная информационная база «Allmusic» охарактеризовала Фредди Меркьюри как «одного из величайших рок-певцов и обладателя одного из величайших голосов за всю историю музыки»... В жизни Фредди Меркьюри примечательны следующие «спонтанно-стохастические» (как, впрочем, и в самом зороастризме) девятеричности: родился в девятом месяце, на девятом году жизни поступил в Панчаганскую школу Св. Петра, в 1962 (9) году, провалив выпускной экзамен, прекратил свою «околохристианскую» учёбу, в 18 (9) лет переехал с родителями в Британию, перед тем как стать рок-звездой девять вечеров подряд ходил на лондонские концерты своего любимого музыканта Джими Хендрикса, самая успешная композиция Фредди Меркьюри и группы «Queen» - «Bohemian Rhapsody» - продержалась на вершине британского хит-парада девять недель, скончался в возрасте 45 (9) лет, на церемонии его упокоения присутствовало 35 самых близких людей, которые вместе с зороастрийским священником, отпевавшем Фредди по всем канонам зороастрийского обряда на языке парсов (гуджарати), составили группу из 36 (9) человек…

P.P.S. Популяризации учения Заратустры в 19-20-х веках немало поспособствовал философский роман Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» (1883—1885 гг.), хотя, конечно же, в этом своём «вольном сочинении» основополагающие установки зороастризма имморалист Ницше безбожно исказил (дескать, «Заратустра создал это роковое заблуждение — мораль») – вплоть до того, что обозвал «последним грехом» Заратустры его сострадание… Под сильным впечатлением от данного романа Ницше немецкий композитор Рихард Штраус написал в 1896 году симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Названия исполняемых без пауз фрагментов этого программного произведения повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. И таких фрагментов в поэме ровно девять...

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авеста в русских переводах (1861—1996). Сост. И.В. Рак. СПб.: Нева, 1997. 480 с.
2. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2008. 301 с.
3. Л. А. Лелеков. Авеста в современной науке. 2-е изд. М., 1992
4. О.М. Чунакова. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов/ О.М. Чунакова; Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. — М.: Вост. лит., 2004.
5. Boyce, Mary (1984), Textual sources for the study of Zoroastrianism, Manchester: Manchester UP, ISBN 978-0-226-06930-2
6. Boyce, Mary (2001). Zoroastrians: their religious beliefs and practices. London: Routledge. ISBN 978-0415239028.
7. Boyce, Mary (1983), "Ahura Mazdā", Encyclopaedia Iranica, vol. 1, New York: Routledge & Kegan Paul pp. 684–687
8. Dhalla, Maneckji Nusservanji (1938), History of Zoroastrianism, New York: OUP
9. Eliade, Mircea; Couliano, Ioan P. (1991), The Eliade Guide to World Religions, New York: Harper Collins
10. Foltz, Richard (2013), Religions of Iran: From Prehistory to the Present, London: Oneworld publications, ISBN 978-1-78074-308-0
11. Khan, Roni K (1996), The Tenets of Zoroastrianism
12. Moulton, James Hope (1917), The Treasure of the Magi: A Study of Modern Zoroastrianism, London: OUP, 1-564-59612-5 (repr. 1997)
13. Russell, James R. (1987). Zoroastrianism in Armenia. Harvard University, Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research. ISBN 978-0674968509.
14. Rohinton Fali Nariman. Zoroastrianism in Other Faiths. 2021
15. Susan Stiles Maneck. The Death of Ahriman: Culture, Identity and Theological Change Among the Parsis of India, Bombay: K. R. Cama Oriental Institute 1997
16. Минарди, Микеле (2021). «Образ зороастрийского бога Срош: новые элементы». 27 (1). Брилл: 154–173. DOI:10.1163/15700577-12341389. S2CID 237733753.
17. R.C.Zaehner. Down and Twilight of Zoroastrianism. Weidenfeld & Nicolson, London, 1961
18. Трофимов А. А. Зороастризм: суваро-болгарская и чувашская народная культура. — Чебоксары: ЧГИГН, 2009. — 256 с., ISBN 978-5-87677-121-6
19. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы дхармических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28503, 09.06.2023
20. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы авраамических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования. Часть I // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28054, 06.09.2022
21. Арам Энфи, Тройная триада семиосферы авраамических религий в параллелизмах теории сущностного кодирования. Часть III-1 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28427, 12.04.2023

Арам Энфи, Тройная триада семиосферы зороастризма в параллелизмах теории сущностного кодирования // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28530, 02.07.2023

Статья в формате «Word»

ОГЛАВЛЕНИЕ

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ I

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-1

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-2

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-3

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-4

АВРААИМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ III-5

ЭЗОТЕРИЗМ, ОККУЛЬТИЗМ, НУМЕРОЛОГИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

ЗОРОАСТРИЗМ

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И ЕГИПТА

ТЕНГРИАНСТВО

ТРАДИЦИЯ ЧЕТВЁРТОГО ПУТИ

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ НАРОДОВ МИРА

Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfi.ru обязательна









 

 

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Numen.ruNumen.ru
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева  Арам Энфи на сервере Стихи.ру Арам Энфиаджян на сервере Проза.руRealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. RunetMusic.ru - музыкальный портал SafeWeber.ru